Езда без ОСАГО

В России, как и во многих странах мира, действует обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО). Это объясняется не только покрытием возможного материального ущерба в случае ДТП, но и гарантией возмещения вреда здоровью пострадавшим.

По данным испанской страховой компании Línea Directa, широко известной своими исследованиями в области дорожной безопасности, аварии с незастрахованными автомобилями являются более серьёзными и создают больше проблем: возможность получения травм увеличивается в 2,4 раза, время оформления ДТП - на 12%, а средняя стоимость ущерба третьим лицам – в 2 раза1.

Большинство автомобилистов положительно относятся к обязательному страхованию, которое, как правило, не вызывает сомнений и споров. Тем не менее, высокий процент владельцев транспортных средств по той или иной причине не приобретает страховку, создавая риски как для себя, так и для других.

В России около 10% от 52,9 миллиона зарегистрированных автомобилей в стране ездит без полиса ОСАГО2, что является значительным показателем. Для решения этой проблемы стоит обратить внимание на зарубежный опыт.

Езда без ОСАГО

В Испании за отсутствие ОСАГО выписывается штраф в размере от 601 до 3 005 евро (около 45 000–230 000 рублей). Даже в том случае, когда машина находится не в движении, а припаркована на частной парковке или на улице, владельца также могут оштрафовать3. Помимо денежного штрафа, инспектор может задержать автомобиль и доставить его на муниципальную штрафстоянку, расходы за которую несёт водитель (эвакуатор, плата за место на стоянке по времени)4.

Важно отметить, что в Испании, как и во многих других странах Европы, необязательно иметь полис на руках. В машинах Генерального директората по дорожному движению Испании установлены камеры, которые автоматически фиксируют наличие или отсутствие действующей страховки у транспортных средств, находящихся в зоне наблюдения5. Таким способом с 2008 года инспекторы легко и быстро проверяют наличие страховки, а водителям не требуется предъявлять полис6. Успешная практика Испании показывает, что в стране высоко развит уровень гражданской ответственности: благодаря принятому комплексу мер страна занимает четвёртое место в Европе в списке стран с наименьшим количеством ДТП7.

Во Франции за вождение машины без обязательной страховки водителю грозит штраф размером до 3 750 евро (около 286 000 рублей)8. Кроме того, может применяться ряд административных взысканий, например, общественные работы, лишение водительских прав, задержание транспортного средства и прочие.

Объединённые Арабские Эмираты тоже серьёзно относятся к отсутствию ОСАГО. В Дубае вождение без страховки влечёт за собой штраф размером в 500 дирхам (около 10 000 рублей) вместе с задержанием автомобиля на 7 дней9.

В отличие от приведённых примеров, в России мера ответственности за езду без страховки ограничивается лишь штрафом в 800 рублей (400 рублей со скидкой)10. Очевидно, что наказание является незначительным по сравнению с последствиями нарушения. Вопрос про повышение штрафа за езду без ОСАГО поднимался неоднократно. В 2018 году в Госдуме было предложено повысить штраф до 5 000 рублей, а в 2019 году предлагалось приравнять его со средней стоимостью страхового полиса.11

Однако, до сих пор меры по ужесточению наказания за это правонарушение не предприняты.

Стоит обратить внимание и на уже устаревшую форму проверки наличия страховки. В России обязательно иметь в автомобиле оригинал полиса ОСАГО. Если водитель, например, забыл его дома, то ему полагается штраф размером 500 рублей. С января 2020 года были введены поправки, согласно которым водители, купившие ОСАГО онлайн, могут предъявить его в электронном виде инспектору ГИБДД на смартфоне или планшете12. Это успешный шаг для создания удобства водителям, но он пока касается только тех, кто купил полис в интернете. При этом проверка электронного ОСАГО требует дополнительно времени и усилий, поскольку сотрудник ГИБДД обязан отправить запрос в информационную систему страховой компании.

Езда без ОСАГО

Камеры могут легче и быстрее зафиксировать нарушение ПДД за езду без страховки при использовании базы данных, предоставленной страховыми компаниями. МВД и Российский Союз Автостраховщиков несколько лет обсуждают объединение баз данных, чтобы фиксировать автомобили без ОСАГО, однако на данный момент только инспекторы могут выявить это нарушение и выписать штраф13. При этом использование камер фотовидеофиксации для штрафования таких нарушителей ГИБДД еще не рассматривает14.

Мы предлагаем, во-первых, ужесточить ответственность за езду без ОСАГО, а именно:

  • Повышение штрафа. Предлагаем установить размер штрафа на региональном уровне, привязав ее к средней стоимости страховки в данном регионе. Например, в Москве в 2022 году средняя стоимость ОСАГО составляет 8 833 рубля, а в Калмыкии 2 839 рублей15. За повторное нарушение предлагаем установить штраф в двойном размере.
  • Задержание транспортного средства. Чтобы забрать машину со штрафстоянки, водителю необходимо будет приобрести страховой полис, оплатить штраф, а также внести оплату за работу эвакуатора и за место на стоянке в зависимости от длительности пребывания.

Таким образом, будет гораздо выгоднее приобрести полис ОСАГО, чем подвергаться риску наказания.

Во-вторых, мы предлагаем фиксировать данное нарушение видеокамерами и автоматически выписывать штраф. Установленные по всей стране стационарные камеры фотовидеофиксации нарушений на дорогах будут считывать номера и передавать в центр обработки. При наличии единой базы данных система сможет выявлять нарушителей и назначать штраф на владельца, который будет отражаться на портале госуслуг. При этом необходимо предусмотреть, чтобы штраф не выписывался чаще чем один раз в 20 дней, чтобы нарушитель успел отреагировать и приобрести полис. Система также может оповещать ближайшие патрульные службы о выявлении нарушителя, чтобы инспекторы могли оперативно найти его и задержать автомобиль. Дополнительно, интеграция видеокамер в автомобилях патрульных служб с данной системой, позволит сделать поиск нарушителей мобильным.

Внедрение данных предложений значительно сократит случаи езды без страхового полиса, что в свою очередь положительно отразится на снижении последствий от ДТП.

_____________________________________

Язык
ru
Номер части (без пробелов, через точку)
20.20
Ответ от гос. органа
Наименование органа
МВД
Изображение гос. органа
org
Ответ гос. органа
5 июля 2022 года

С 2020 года в специальном программном обеспечении федеральной информационной системы Госавтоинспекции реализована возможность получения информации от Российского союза автостраховщиков посредством вида сведений «Сведения о наличии договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства».

В настоящее время Минцифры России ведутся работы по созданию витрины данных, содержащих сведения о договорах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и электронного сервиса по предъявлению договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде QR-кода сотруднику полиции при надзоре за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения с использованием мобильного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) «Госуслуги Авто».

Комментарий от Давыдова
28 июля 2022 года

Благодарю Министерство внутренних дел за детальный ответ на мои предложения по борьбе с нарушителями обязательного страхования автомобильной гражданской ответственности.

По данным страховых экспертов более двух миллионов активных водителей регулярно ездят без ОСАГО, что составляет около 7% от всех автомобилистов. Это не просто те, у кого есть права, а те, кто регулярно выезжает на дорогу1. Среди водителей такси только 26,1% ездят с правильно оформленным полисом ОСАГО: у остальных либо страховки нет вообще, либо она не предназначена для такси2.

Такая ситуация создает угрозу безопасности дорожного движения, поскольку его участники не защищены от возмещения ущерба при возникновении ДТП. Если незастрахованный водитель совершит аварию, то нет никакой гарантии обеспечения законных прав пострадавшей стороне, поскольку механизм обязательного страхования не подключен. Учитывая статистику по ДТП и процент игнорирующих ОСАГО водителей на дороге, таких случаев в стране может быть несколько тысяч в месяц.

Очевидно, что причиной игнорирования ОСАГО является маленькое наказание, а именно штраф в размере 800 рублей (400 со скидкой) и невысокая вероятность, что его выпишут. Поэтому водители не спешат с обновлением полиса после его истечения, а некоторые вообще считают его ненужным расходом.

Более того, сейчас при получении штрафа за отсутствие ОСАГО водитель имеет возможность продолжить движение, хотя такое вождение незаконно. Поэтому, чтобы соблюдались права всех участников дорожного движения, при обнаружении отсутствия полиса транспортное средство должно быть задержано до приобретения страховки. Сейчас доступна покупка ОСАГО онлайн3, что дает возможность выполнить обязательства перед законом в кратчайшие сроки и вернуться к управлению.

Я согласен, что повышению этого штрафа должен предшествовать всесторонний анализ существующего правоприменения. Но слабая эффективность нынешнего наказания вполне очевидна даже исходя из фактов, описанных выше. Поэтому я прошу МВД инициировать соответствующую поправку в КоАП с целью не только повысить штраф, приравняв его к средней стоимости страхового полиса в конкретном регионе, но и ввести задержание транспортного средства, где сопутствующие расходы понесет нарушитель.

Замечательно, что Министерство внутренних дел и Министерство цифрового развития совершенствуют систему контроля за нарушителями обязательного автострахования путем интеграции баз данных автостраховщиков в программное обеспечение Госавтоинспекции и через создание механизма проверки страховки по QR-коду. Предлагаемая мною интеграция с камерами видеонаблюдения для автоматического назначения штрафа может стать следующим шагом в этом развитии.

__________________

 
  1. https://www.vedomosti.ru/press_releases/2021/10/05/bolee-dvuh-millionov-chelovek-v-rossii-ezdyat-bez-osago
  2. https://rg.ru/2021/12/21/tri-chetverti-taksistov-ezdiat-bez-osago.html
  3. https://rg.ru/2021/09/25/skolko-raz-mogut-oshtrafovat-za-ezdu-bez-polisa-osago.html
Файл для кнопки "Читать полностью"
category
ПДД