О важности борьбы с систематическими нарушениями Правил дорожного движения мы писали подробно в части 19.15. Данная часть представляет еще одну меру, направленную на повышение дисциплины на дорогах.
В 2021 году ГИБДД наложила на водителей и автовладельцев 179,5 миллиона штрафов, 67% из них за превышение скоростного режима1. Если учесть, что в стране зарегистрировано около 60 миллионов транспортных средств2, то на каждое в среднем приходится по 3 нарушения в год. При этом отмечается тенденция, что чем дороже автомобиль, тем больше числится на нем штрафов. По данным департамента транспорта Москвы только за три месяца 2021 года в среднем одна Lamborghini собрала 10,7 штрафов, Rolls-Royce – 8,7 штрафов, Bentley и Ferrari по 4,9 и 4,7 штрафов соответственно. Далее в этом антирейтинге числятся Genesis (4,1), Porsche (3,4) и Mercedes-Benz (3,1)3.
Очевидно, что для состоятельных граждан штрафы в фиксированной сумме не кажутся существенными.
На это есть две причины. Во-первых, размер штрафов изначально определялся с учетом только минимальных и средних доходов. Во-вторых, он не индексировался, а значит утратил свою значимость из-за инфляции и девальвации, как описано в части 19.4. Чтобы наказание несло воспитательную функцию и для людей с высоким уровнем дохода, многие европейские страны устанавливают штрафы с учетом материального положения нарушителя.

В Финляндии штрафы выписываются в показателе, который рассчитывается по специальной формуле из суммы ежемесячного дохода нарушителя4. Чем выше доход, тем больше придется заплатить: за одно и то же нарушение каждый платит в зависимости от своего материального положения. За превышение скорости в городе на 36–38 км/ч минимальный штраф составит 132 евро (около 9 600 рублей). Нарушитель с чистой месячной зарплатой 2 200 евро (средний уровень в стране) заплатит 701 евро (около 51 000 рублей), а при доходе 10 000 евро за такую езду в населенном пункте придется заплатить уже 3 564 евро (около 260 000 рублей)5. В России же и бедняк, и богач платят за такое же нарушение одинаково: по 500 рублей.
Существует немало примеров как очень состоятельные люди платили в Финляндии огромные штрафы. Например, один финский бизнесмен проехал со скоростью 103 км/ч на дороге с ограничением 80 км/ч. Его годовой доход был 6,5 миллионов евро, поэтому государство обязало его выплатить 54 000 евро за это нарушение. А в России он заплатил бы смехотворную сумму в 500 рублей. Другой финн с годовым доходом в 14 миллионов евро еще в 2002 году получил штраф за превышение скорости на 25 км/ч в размере 116 000 евро6.
Но абсолютный «рекорд» принадлежит Швейцарии, где действует аналогичная привязка штрафов к доходу. Там был назначен самый большой штраф в мире за нарушение скоростного режима в размере 290 000 долларов. В 2010 году это наказание понес владелец красной Ferrari Testarossa за езду со скоростью 137 км/ч на дороге с ограничением 80 км/ч7. В России же за превышение скорости в 57 км/ч этот богатый лихач заплатил бы не более 2 500 рублей.
В Великобритании система штрафных баллов действует совместно со штрафом в виде процента от чистого дохода за неделю. За превышение скорости в зависимости от степени тяжести нарушения можно лишиться от 25% до 175%. Например, за езду со скоростью 91 км/ч при ограничении 60 км/ч можно получить 6 штрафных баллов и штраф в размере 150% от недельного дохода, но не менее 100 фунтов (около 8 600 рублей)8. Для сравнения, в России за это же нарушение ответственность лишь 500 рублей.
Положительный опыт привязки штрафов к доходам по примеру европейских стран неоднократно обсуждался в России на разных уровнях9. Очевидно, что из-за теневой экономики и функциональных сложностей в создании и работе такой системы, этот путь практически не реализуем на данном этапе. Тем не менее, можно воплотить более простую схему, которая будет выявлять платежеспособных автомобилистов.
Одной из самых продаваемых машин в России является Lada Granta10 стоимостью 727 900 рублей11. Их обладатели платят штраф наравне с владельцами дорогих и люксовых автомобилей, которые стоят в 10–80 раз больше. Есть мнение, что перед законом все равны, и последствия от нарушений одинаковы вне зависимости от размера кошелька водителя. Но такая позиция полностью игнорирует дисциплинарную роль штрафа, как предупредительной меры, а значит, и саму его суть.
Чтобы штраф выполнял свою базовую функцию, необходима его зависимость от платежеспособности нарушителя. Поэтому будет справедливо взыскивать с более дорогих транспортных средств штраф в увеличенном размере.
Мы предлагаем к базовым размерам штрафов, установленным КоАП, применить повышающий коэффициент для автомобилей с высокой мощностью двигателя. В зависимости от года выпуска и лошадиных сил умножать установленный штраф на это число. Например, для легковых автомобилей шкала коэффициентов может выглядеть так:
Возраст / Мощность12 |
Менее 2 лет |
2–3 года |
4–6 лет |
7–9 лет |
10–14 лет |
15–19 лет |
Пример и |
176–225 лс |
1.5 |
|
|
|
|
|
Kia Sorento |
226–275 лс |
2 |
1.5 |
|
|
|
|
Toyota Highlander |
276–325 лс |
3 |
2 |
1.5 |
|
|
|
Lexus LS350 |
326–400 лс |
4 |
3 |
2 |
1,5 |
|
|
Porsche Cayenne III |
401–500 лс |
7 |
5 |
4 |
3 |
2 |
|
Mercedes G500 |
501–600 лс |
10 |
7 |
5 |
4 |
3 |
2 |
Rolls-Royce Ghost II |
600 + |
20 |
15 |
8 |
5 |
4 |
3 |
Lamborghini Urus I |
Мощность12 | 176–225 лс |
---|---|
Пример | Kia Sorento |
Базовая цена13 | 3 790 000 р |
Возраст - Коэффициент | Менее 2 лет - 1,5 |
Мощность12 | 226–275 лс |
Пример | Toyota Highlander |
Базовая цена13 | 5 260 000 р |
Возраст - Коэффициент | Менее 2 лет - 2 |
Возраст - Коэффициент | 2–3 года - 1,5 |
Мощность12 | 276–325 лс |
Пример | Lexus LS350 |
Базовая цена13 | 9 682 000 р |
Возраст - Коэффициент | Менее 2 лет - 3 |
Возраст - Коэффициент | 2–3 года - 2 |
Возраст - Коэффициент | 4–6 лет - 1,5 |
Мощность12 | 326–400 лс |
Пример | Porsche Cayenne III |
Базовая цена13 | 14 300 000 р |
Возраст - Коэффициент | Менее 2 лет - 4 |
Возраст - Коэффициент | 2–3 года - 4 |
Возраст - Коэффициент | 4–6 лет - 2 |
Возраст - Коэффициент | 7–9 лет - 1,5 |
Мощность12 | 401–500 лс |
Пример | Mercedes G500 |
Базовая цена13 | 21 006 000 р |
Возраст - Коэффициент | Менее 2 лет - 7 |
Возраст - Коэффициент | 2–3 года - 5 |
Возраст - Коэффициент | 4–6 лет - 4 |
Возраст - Коэффициент | 7–9 лет - 3 |
Возраст - Коэффициент | 10–14 лет - 2 |
Мощность12 | 501–600 лс |
Пример | Rolls-Royce Ghost II |
Базовая цена13 | 38 500 000 р |
Возраст - Коэффициент | Менее 2 лет - 10 |
Возраст - Коэффициент | 2–3 года - 7 |
Возраст - Коэффициент | 4–6 лет - 5 |
Возраст - Коэффициент | 7–9 лет - 4 |
Возраст - Коэффициент | 10–14 лет - 3 |
Возраст - Коэффициент | 15–19 лет - 2 |
Мощность12 | 600 + |
Пример | Lamborghini Urus I |
Базовая цена13 | 58 000 000 р |
Возраст - Коэффициент | Менее 2 лет - 20 |
Возраст - Коэффициент | 2–3 года - 15 |
Возраст - Коэффициент | 4–6 лет - 8 |
Возраст - Коэффициент | 7–9 лет - 5 |
Возраст - Коэффициент | 10–14 лет - 4 |
Возраст - Коэффициент | 15–19 лет - 3 |
Согласно этому примеру, за одно и то же превышение скорости на 20–40 км/ч водитель новой Kia Sorento получит штраф 500 x 1.5 = 750 рублей, водитель пятилетнего Mercedes G500 – 500 x 4 = 2 000 рублей, а водитель автомобиля с объемом двигателя 175 л.с. и меньше отделается только стандартным штрафом в 500 рублей.
Как правило, чем мощнее автомобиль и чем он новее, тем больше его цена. Есть примеры дорогих автомобилей с меньшей мощностью двигателя или относительно недорогих с большей мощностью. Но, во-первых, они встречаются редко. И во-вторых, учитывая поправку на возраст и направленность на сегмент выше среднего, эти исключительные случаи попадают под предлагаемое в таблице повышение, поэтому не могут быть препятствием для воплощения идеи.
Внедрение повышающего коэффициента при назначении штрафов для владельцев и водителей автомобилей не составит технической сложности, поскольку мощность двигателя и год выпуска обозначены в паспорте транспортного средства и присутствуют в регистрационной базе. Поэтому, как инспектор дорожной полиции, так и автоматические системы камер, при регистрации правонарушения смогут сразу же рассчитать и назначить соответствующий штраф. Не потребуется никакой интеграции с базами налоговых служб или иных правительственных и судебных органов.
Предлагаемый нами принцип градации можно расширить и на пошлины, связанные с ездой на личном автотранспорте, например, при внедрении платного проезда в мегаполисах, как было описано в части 19.5.

Привязка к лошадиным силам и повышающий коэффициент на дорогие автомобили не являются новшеством для россиян. Так рассчитывается транспортный налог14. Учет двигателя при расчете штрафа за нарушение тишины на дорогах в ночное время хотели внести в КоАП и московские власти. Если мощность у легковых машин превышает 200 л.с. (мотоциклов 50 л.с., грузовиков 250 л.с.), то предлагался штраф 5 000 рублей плюс 250 рублей за каждые 10 л.с. свыше обозначенных15.
Если применить увеличенный размер штрафов по вышеуказанной схеме, то это станет еще одним способом, помимо предложенного в части 19.4, для увеличения поступлений в государственный бюджет от правонарушителей. Более того, такой подход существенно изменит отношение к штрафам со стороны тех, кто может позволить себе ездить на дорогом или очень дорогом автомобиле. Как результат, частота нарушений сократится, а значит снизятся и риски создания аварийной ситуации. В целом это приведет к сокращению травматизма и смертности на дорогах.
_____________________________________
- https://www.kommersant.ru/doc/5293024
- https://www.autostat.ru/news/49197/
- https://www.autonews.ru/news/6151b4739a794736a8af741b
https://t.me/DtRoad/11402 - https://autotraveler.ru/finland/#.YnK%20vT9pBzcx
- https://speedingeurope.com/finland/
https://poliisi.fi/sakkolaskuri
Сумма штрафа в зависимости от дохода указана при отсутствии иждивенцев на попечении (супруг/а, дети), за которых полагается скидка
Средняя чистая зарплата подсчитана исходя из следующих данных:
https://fi.talent.com/en/tax-calculator?salary=3676&from=month®ion=Finland
https://www.palkkadata.fi/en/salaries-in-country - https://www.bbc.com/news/blogs-news-from-elsewhere-31709454
- https://www.guinnessworldrecords.com/world-records/largest-speeding-fine
- https://www.carbuyer.co.uk/tips-and-advice/171938/speeding-fines-2021-how-much-will-you-have-to-pay
https://www.sentencingcouncil.org.uk/explanatory-material/magistrates-court/item/fines-and-financial-orders/approach-to-the-assessment-of-fines-2/3-definition-of-relevant-weekly-income/ - https://rg.ru/2021/12/15/pochemu-shtrafy-za-narusheniia-pdd-ne-naznachaiut-v-zavisimosti-ot-dohodov-narushitelia.html
https://www.avtovzglyad.ru/article/2014/01/21/612123-bolshe-poluchaesh-bolshe-platish.html
https://www.drom.ru/poll.php?pollid=768 - https://iz.ru/1276564/2022-01-13/nazvany-samye-prodavaemye-avtomobili-v-rossii-po-itogam-2021-goda
- https://www.lada.ru/cars/vesta/sedan
https://www.lada.ru/cars/granta - В 2018 году средняя мощность двигателя покупаемых новых автомобилей в России составила 137,1 л.с, но при этом в отдельных регионах этот показатель был ощутимо выше: например, Москва – 161,4 л.с., Приморский край – 178,9 л.с.
https://www.autostat.ru/infographics/34757/ - https://www.kia.ru/models/sorento/properties/
https://www.toyota.ru/new-cars/highlander/
https://www.lexus.ru/car-models/ls/prices-and-specs/
https://auto.ru/cars/porsche/cayenne/2022-year/all/?sort=price-asc
https://www.mercedes-benz.ru/passengercars/mercedes-benz-cars/models/g-class/suv-w463/specifications/specifications-teaser.module.html
https://auto.ru/cars/rolls_royce/ghost/all/?year_from=2021&year_to=2022
https://auto.ru/cars/lamborghini/urus/all/?year_from=2021&year_to=2022 - https://www.nalog.gov.ru/rn77/service/calc_transport/
- https://www.interfax.ru/moscow/795668
https://tass.ru/obschestvo/12670515

При этом необходимо отметить, что увеличение штрафов для состоятельных лиц (владельцев дорогих автомобилей) в административном законодательстве вызывает сомнение, поскольку нивелирует принцип дифференциации наказания в зависимости от степени общественной опасности, тяжести правонарушения и повторности совершаемого нарушителем деяния.
В этой связи обращаем внимание, что предлагаемые Вами изменения нуждаются в экспертной оценке специалистов и анализе на предмет согласованности с иными законодательными нормами.
Благодарю аппарат Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству за рассмотрение моего предложения о повышении штрафов для владельцев дорогих автомобилей.
Комитет усмотрел противоречие между увеличением штрафов для состоятельных лиц и базовым принципом дифференциации наказания в зависимости от степени общественной опасности, тяжести правонарушения и повторности совершаемого деяния.
Однако я уверен, что в моем предложении отсутствует даже малейшее нивелирование правоприменительных принципов. Поэтому прошу изучить мои аргументы ниже.
В первую очередь, я прошу обратить внимание на фундаментальную роль штрафа, как дисциплинарной меры, способной обратить внимание на неправомерность поступка, предупредить его совершение и рецидив.
В статье 1.2 КоАП среди задач законодательства об административных правонарушениях перечислены установление общественного порядка и общественной безопасности и предупреждение административных правонарушений1. К сожалению, на сегодняшний день эти задачи не выполняются в отношении соблюдения ПДД состоятельными водителями.
Как известно, восприятие размера штрафа в качестве сдерживающего фактора от правонарушения напрямую зависит от материального положения. Статистика доказывает, что водители на дорогих автомобилях во много раз чаще нарушают ПДД, чем водители недорогих машин. Есть категория граждан, которые регулярно пренебрегают правилами ПДД, не боясь наказания, и этим они создают угрозу безопасности не только для себя, но и для окружающих. Систематические нарушения, совершаемые данной группой лиц, несут в себе огромный потенциальный ущерб.
Теория административного правоприменения усматривает три основных критерия эффективности административного штрафа2:
- Общепредупредительный эффект – правомерное поведение под влиянием угрозы применения штрафа;
- Частнопредупредительный эффект – правомерное поведение в период административной наказуемости;
- Воспитательный эффект – исправление неправомерного поведения на правомерное.
С этой точки зрения эффективность действующих штрафов за нарушение ПДД для большинства состоятельных граждан равна нулю. Мелкие по их меркам суммы, прописанные в КоАП, не создают угрозы возможных неблагоприятных последствий применения штрафа. Наличие неоплаченного штрафа не останавливает их от повторного правонарушения. Выполняя свои обязательства перед законом посредством оплаты штрафов, они не чувствуют необходимости в исправлении.
Поэтому лишь усиливая применение индивидуального наказания, учитывающего материальное положение, можно сделать штраф эффективным и тем самым достичь лучших результатов в повышении дисциплины на дорогах.
Единственный контраргумент, который могут предъявить противники моего предложения – это то, что последствие от каждого конкретного случая нарушения ПДД одинаково вне зависимости от того, на каком автомобиле оно было совершено, а оплата при этом разная. Например, водитель Bentley будет платить гораздо больше за превышение 20–40 км/ч, чем водитель Lada Granta за превышение 40–60 км/ч. Но такой аргумент абсолютно беспочвенный, поскольку не соответствует природе штрафа и его базовым функциям.
Во-первых, штраф – это не плата за компенсацию последствий. Если, например, из ста случаев проезда на красный свет один закончился травмами или смертью, нельзя утверждать, что сумма штрафов, собранных от этих ста нарушений, покрывает нанесенный ущерб. Как правило, в таких ситуациях последствия насколько колоссальные, что они не поддаются измерению штрафами. Штраф призван всячески уберечь общество от таких тяжелых последствий.
Во-вторых, КоАП – это не прайс-лист с перечнем противоправных действий, которые можно совершать за определенную плату. Он не содержит тарифы или сборы за предоставление возможности нарушать. Даже сама постановка вопроса «Почему за одну и ту же сумму недорогой автомобиль может нарушить несколько раз, а дорогой всего один раз?», является некорректной в рамках административного законодательства. Размер штрафов – это не повод для спекуляции, но метод достижения цели в виде предупредительного и воспитательного воздействия.
Поэтому необходимо снизить уровень попустительства, когда закон нарушается только из-за того, что ответственность кажется кому-то незначительной. Для этого я предлагаю применять еще один принцип дифференциации административной ответственности: индивидуализация.
Я прошу Совет Федерации учесть отсутствие противоречий между моим предложением и существующими правовыми нормами и инициировать более детальное рассмотрение возможности его внедрения, включая экспертную оценку.
Такая работа станет не только полезной с точки зрения улучшения безопасности на дороге, но и сможет пополнить госбюджет.
__________________