В 2020 г. каждый пятый в Москве погиб в ДТП с участием грузового транспорта. Согласно статистике 9% от всех ДТП происходят с грузовиками, неся при этом тяжелые последствия1. По данным научного исследования, проведенного Международным союзом автомобильного транспорта (IRU) о причинах ДТП с участием грузовых автомобилей в Европе, 75% случаев аварий связано с попаданием в «мертвую зону». «Мертвая зона» - это область обзора, которую водитель грузовика не видит ни в лобовом стекле, ни в боковых стеклах, ни в зеркалах2.
В сводках ДТП, новостях, периодически появляется информация о случаях, когда водитель грузовика совершил наезд на пешехода, велосипедиста, попросту не заметив. Данная проблема не терпит отлагательств и требует незамедлительного решения.

В Китае с 1 июня 2021 года действует новый стандарт GB/T 39265-2020 согласно которому грузовики и автобусы должны быть оборудованы системой обнаружения мертвых зон (BSD). Система обнаружения мертвых зон может определять присутствие транспортных средств, включая мотоциклы и велосипеды в определенных участках на дороге, как с правой, так и с левой стороны автомобиля, предупреждая об этом водителя3.
7 января 2026 г в ЕС будут введены требования, по которым все новые автобусы и грузовые автомобили должны:
- быть оснащены передовыми системами, способными обнаруживать пешеходов и велосипедистов в непосредственной близости от транспортного средства, предупреждая водителей об их присутствии и избегая столкновения с этими уязвимыми участниками дорожного движения;
- быть сконструированы таким образом, чтобы уменьшить мертвые зоны спереди и сбоку от водителя4.
Европейская комиссия установила, что улучшение характеристик прямого обзора грузовиков спасет до 550 жизней в год5.

Мы предлагаем ввести в законодательство России следующие изменения, касающиеся требований к грузовым автомобилям и автобусам:
- Обязательное оснащение всех грузовых автомобилей и автобусов специальной системой обнаружения пешеходов и велосипедистов.
- Кабины новых грузовых автомобилей и автобусов должны быть сконструированы с учетом уменьшения мертвых зон
- Все новые грузовые автомобили и автобусы должны быть оснащены специальной системой обнаружения пешеходов и велосипедистов.
Первое требование предлагаем ввести по истечении трех лет с момента принятия соответствующего закона, а второе и третье требование - по истечении пяти лет.
Введение вышеуказанных изменений позволит повысить безопасность на дорогах с участием крупногабаритного транспорта, снизить травмоопасность уязвимых участников дорожного движения, а также предотвратить аварии со смертельным исходом.
_____________________________________
- https://transport.mos.ru/mostrans/all_news/105921
- https://www.iru.org/sites/default/files/2016-01/ru-etac-summary.pdf
- https://www.chinesestandard.net/PDF.aspx/GBT39265-2020
- https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/LSU/?uri=CELEX%3A32019R2144
- https://www.transportenvironment.org/discover/seeing-believing-eu-agrees-new-direct-vision-law-end-truck-blind-spot-accidents/