Неверная информация на этикетках продуктов питания

По данным Всемирной Организации Здравоохранения только за последние 40 лет мировое население, страдающее ожирением, увеличилось в 3 раза. А как мы отметили в части 20.9, избыточный вес может приводить к сердечно-сосудистым заболеваниям, диабету, мышечным проблемам и некоторым видам рака.1

Для борьбы с лишним весом в первую очередь необходимо стараться исключить из рациона вредные продукты питания. Это бывает непросто, так как подобная пищевая продукция зачастую выдается производителями за безопасную. Например, о трансжирах не пишут на лицевой стороне упаковки, найти их можно только в составе. Эти вещества повышают риск инсультов и инфарктов, а ВОЗ2 призывает полностью запретить их производство. Такая практика утаивания информации о возможных негативных последствиях при употреблении продукта распространена и в России.

Неверная информация на этикетках продуктов питания

Роспотребнадзор приводит данные, что около 6 тысяч товаров пищевой продукции с датой производства 2015 - 2022г. имеют маркировку, не соответствующую требованиям технического регламента или содержат фальсификацию данных. Кроме того, почти 11 тысяч продуктов питания, произведенных за тот же период, вообще не имеют маркировки.3

После заявлений Росконтроля4 о выявленных нарушениях, органами надзора были проведены проверки, которые подтвердили результаты экспертиз.5 По опубликованным в 2017г. данным Росконтроля, почти 60% продуктов имело недостоверную информацию, а по отдельным категориям - до 80%.

Важно отметить, что неверная информация о пищевой ценности продукта может ввести покупателя в заблуждение о свойствах и качестве товара.

А это является обманом потребителя и может привести к административной ответственности. Согласно статье 14.7 КоАП РФ такое нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 12 тысяч до 20 тысяч рублей; на юридических лиц - от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. Помимо этого, статья 15.12 устанавливает штраф за производство, ввод в оборот и продажу продукции без установленной маркировки и/или информации в размере 5–10 тысяч рублей для должностных лиц и 50–100 тысяч рублей для юридических лиц, с конфискацией предметов административного правонарушения.6

Теперь обратимся к опыту выявления нарушений на этикетках товаров в других странах.

В Чили за нарушение закона о маркировке продуктов питания компаниям может быть назначен штраф до 58,25 миллионов песо (около 3,5 миллиона рублей)7. Помимо этого, компании-нарушителю грозит закрытие предприятия, отмена разрешений на производство продукции, приостановка распространения товаров, а также изъятие их из продажи. Вид и размер наказания определяется регулирующим органом или судом в зависимости от тяжести нарушения8.

В Канаде, в случае если информация на этикетке продукта неверная или содержит ошибку, с виновного взимается штраф до 50 тысяч канадских долларов (около 2,8 миллионов рублей). А также он может быть наказан тюремным заключением на срок не более шести месяцев. В случае более серьезных нарушений, таких как умышленная фальсификация данных на этикетках товара и сознательное сокрытие этого факта, может применяться штраф размером до 250 тысяч канадских долларов (около 14 миллионов рублей) и/или тюремное заключению на срок не более трех лет.9

Неверная информация на этикетках продуктов питания

В Китае выявление ошибок или нарушений на этикетке товара влечет за собой довольно жесткие последствия. Помимо штрафов надзорные органы могут не просто конфисковывать неправильные продукты, но и взимать полученную предпринимателем прибыль от реализации таких товаров. При этом штраф достигает десятикратной кратной стоимости продукции. И еще важно, что надзорный орган может даже конфисковать инструменты, оборудование и сырье, используемые в производстве.10

Мы считаем, что только всесторонний контроль над качеством продукции и упаковок может помочь снизить долю этикеток с ложной информацией в России.

Для борьбы с нарушениями мы предлагаем ввести следующие меры:

Во-первых, следует активнее использовать контрольные закупки в качестве инструмента для регулярных проверок товаров в розничных сетях. Роспотребнадзор по Московскому региону в 2021 году провел 290 контрольных закупок11, при этом отчитался об эффективности таких проверок, составляющей 91,4% за первое полугодие 2021 года.12 Это означает, что в 9 из 10 контрольных закупок были подтверждены факты нарушений со стороны розничных сетей или производителей. Роспотребнадзор инициировал контрольные закупки на основании обращений граждан, которые пострадали от качества продукции и обратились в Роспотребнадзор для реализации своих прав, как потребителей. При этом есть тысячи рядовых покупателей, которые знают о нарушениях в магазинах, но никуда не обращаются, так как сами не потребляют данную продукцию и им нет смысла заявлять об этих нарушениях.

Мы предлагаем мотивировать покупателей самостоятельно выявлять нарушения, делать закупки товаров, передавать их на независимые экспертизы. И в случае подтверждения нарушений - отправлять материалы в Роспотребнадзор и автоматически претендовать на часть взимаемого штрафа после проведения полноценной проверки и установления вины розничной сети или производителя. Для автоматизации процесса предлагаем создать раздел на сайте Роспотребнадзора, в котором граждане смогут регистрироваться в качестве волонтеров и получать все необходимые инструкции. Закупку и экспертизу граждане должны будут осуществлять за свой счет, а материалы, доказывающие факт нарушения, загружать в свой личный кабинет на сайте Роспотребнадзора, где впоследствии смогут отслеживать статус заявки и получать выплату. Таким образом удастся существенно повысить охват контроля за качеством этикеток, при этом не увеличивая расходы на персонал. А выплаты гражданам будут осуществляться из дополнительно полученных бюджетом средств.

Вероятность случайной контрольной закупки, даже если таковая не произойдет, будет мотивировать производителя непрерывно следить за качеством. В то же время отсутствие прямых проверок на производстве не будет лишний раз создавать трудности для предприятий, которые добросовестно относятся к производственному процессу и к оформлению этикеток.

Во-вторых, считаем необходимым пересмотреть размеры штрафов и виды наказаний в отношении производителей. В связи с чем рекомендуем:

  1. Увеличить размер административного штрафа за размещение заведомо ложной информации на этикетках
  • до 4 миллионов рублей для юридических лиц;
  • до 200 тысяч рублей для должностных лиц;
  • до 40 тысяч рублей для граждан.
  1. Конфисковывать прибыль, полученную от продажи товаров с этикетками, содержащими заведомо ложную информацию.
  2. Изымать оборудование и сырье, используемое в производстве товаров, которые не соответствуют заявленным качествам.
  3. Приостанавливать работу производств и/или лишать лицензии.
  4. Поднять штраф за нарушение требований по обязательной маркировке продукции
  • до 500 тысяч для юридических лиц;
  • до 50 тысяч рублей для должностных лиц.

Эти меры станут серьезным стимулом для производителя ввести контроль за соблюдением правил маркировки продуктов питания и корректностью информации, отображаемой на этикетках, а также позволят сократить “случайные” ошибки. Кроме того такие меры будут способствовать пополнению бюджета.

Помимо этих мер предлагаем аналогично увеличить ответственность розничных сетей за умышленную реализацию продуктов питания с заведомо ложной информацией на этикетках. Важно внедрить вышеуказанные меры и по отношению к реализаторам пищевых продуктов с неверными этикетками. Так будет усилен контроль против сговора производителей с розничными сетями с целью сбыта продукции с нарушениями.

Также считаем необходимым пересмотреть требования непосредственно к оформлению этикеток. В ГОСТ13 зафиксирован минимальный рекомендованный размер высоты символов, равный 1,58мм. Однако такой мелкий шрифт читать крайне сложно, особенно в условиях плохого освещения, с которыми покупатель может столкнуться в магазине или на рынке. Мы предлагаем увеличить минимальное значение шрифта до 2,5мм и пропорционально увеличить всю шкалу рекомендованных шрифтов в ГОСТ, так как все больше покупателей ознакомляются с составом продукции, а существующий размер текста и его оформление на этикетках не вполне соответствуют их ожиданиям.

Существующие ныне штрафы и виды наказаний не стимулируют производителей наносить корректную информацию на этикетки. Предложенные нами меры позволят всесторонне контролировать качество товаров и этикеток. Тем самым мы повысим осведомленность розничных сетей и потребителей, снизим количество отравлений и прочих несчастных случаев, а качество реализуемой продукции будет расти.

_____________________________________

Язык
ru
Номер части (без пробелов, через точку)
20.24
category
Продукты питания
Картинка на главной