Наши предложения, в случае их внедрения, способны принести положительный экономический эффект для всей страны и, соответственно, увеличить поступления в госбюджет. Они содержат действенные меры, которые в совокупности дадут результат и прибыль для государства за счет следующих методов:
- Прямые поступления в госбюджет
- Развитие новых перспективных направлений
- Повышение качества жизни и благосостояния граждан
- Сокращение смертности и потери трудоспособности
- Увеличение числа социально активного населения
- Сокращение расходов
Эта часть посвящена прогнозу поступления средств в пользу госбюджета за счет некоторых наших предложений.
В связи с появлением новых идей итоговое прогнозируемое значение периодически обновляется.
Невозможно отрицать, что система штрафов за нарушение ПДД в России очень лояльна к нарушителям по сравнению с большинством стран мира. Например, в Казахстане уровень жизни ниже, чем в России (МРОТ, как один из показателей, меньше в 2 раза), но штрафы выше в несколько раз1.
Еще в 2016 году мы предлагали поднять штрафы за нарушение ПДД в России до уровня Казахстана, а для городов Москвы и Санкт-Петербурга в полуторном размере от их размера в Казахстане. На практике это принесет многомиллиардные доходы, что очевидно из следующего сравнительного анализа.
Ниже перечислены Топ-7 самых частых нарушений ПДД в России2, а также штрафы3 за них в сравнении со штрафами в Казахстане1 по состоянию на сентябрь 2022 года:
- Превышение установленной скорости движения транспортного средства на 20–40 км/ч. Штраф 500 рублей. В Казахстане – 30 630 тенге (3 925 рублей), то есть в 7,85 раз выше.
- Превышение установленной скорости движения транспортного средства на 40–60 км/ч. Штраф 1 000 рублей. В Казахстане – 61 260 тенге (7 850 рублей), то есть в 7,85 раз выше.
- Несоблюдение требований, предписанных знаками или разметкой. Штраф 500–1 500 рублей. В Казахстане 15 315–45 945 тенге (1 962–5 887 рублей), то есть в 3,92 раза выше.
- Проезд на запрещающий сигнал светофора. Штраф 1 000 рублей. В Казахстане – 30 630 тенге (3 925 рублей), то есть в 3,92 раза выше.
- Нарушение правил расположения ТС на проезжей части, встречного разъезда или обгона. Штраф 1 500 рублей. В Казахстане – 45 945 тенге (5 887 рублей), то есть в 3,92 раза выше.
- Нарушение правил применения ремней безопасности. Штраф 1 000 рублей. В Казахстане – 15 315 тенге (1 962 рублей), то есть в 1,96 раз выше.
- Несоблюдение требования об ОСАГО – 800 рублей. В Казахстане 61 260 тенге (7 850 рублей), то есть в 9,8 раз выше.
Первые два из перечисленных выше нарушений составляют 85% от всех штрафов в России. Если повысить их в 7,85 раз, а оставшиеся 15% в 3,92 раза, то тогда коэффициент, на который увеличится сумма собранных штрафов, будет равен 7,26 (7,85x0,85 + 3,92x0,15).
В 2021 году 22% штрафов было выписано в Москве и Санкт-Петербурге. Если в этих регионах применить коэффициент 1,5, то тогда общий множитель составит уже не 7,26, а 8,06 (7,26x1,5x0,22 + 7,26x0,78)
Если основываться на сумме выписанных штрафов в 2021 году в 128,3 млрд рублей4, то реализация наших предложений увеличит эту сумму в 8,06 раз и при сценарии уровня оплаты в 92%5 принесет в бюджет дополнительно 833 млрд рублей в год ((128,3x8,06 – 128,3) x 0,92)
Если применить повышение штрафов в совокупности с другим нашим предложением о введении расчетного показателя , то эта цифра будет еще выше на среднегодовой уровень инфляции, то есть на 8,67%, а именно больше еще на 61 млрд, начиная со второго года (833x0,0867 – 11, где 11 – оценка эффекта при текущих размерах штрафов). Подробнее в разделе «Исчисление штрафов» ниже.
Применяя данное повышение штрафов совместно с идеей о завышенном наказании для владельцев дорогих авто, можно еще увеличить сумму дохода на 42 млрд (6x8,06 – 6, где 6 – прогноз дохода от идеи о дорогих авто при нынешних размерах штрафов). Подробнее в разделе «Штрафы для дорогих автомобилей» ниже.
Как результат, сумма возрастет до 936 миллиардов рублей в год (833 млрд + 61 млрд + 42 млрд).
История знает множество успешных примеров, как через внедрение существенных штрафных санкций государство добивалось изменений в сознании людей в пользу дисциплины и наведения порядка. Наиболее ярким из них является Сингапур. В начале 60-х годов прошлого столетия страна представляла собой портовую помойку: на улицах города пасли скот, процветал криминал, кругом царили хаос и разруха. Тогда правительство решило в корне изменить менталитет людей, начав беспрецедентную борьбу с нарушителями путем применения суровых взысканий. Так всего лишь за 25 лет страна смогла превратиться в высокоразвитое общество и стать образцом чистоты и порядка. Такой же политики власти Сингапура, естественно, придерживаются и сегодня, поскольку она доказала свою эффективность. Поэтому часто Сингапур называют городом штрафов, ведь там действуют очень строгие меры ответственности за нарушение правопорядка. Например, за пользование мобильным телефоном при вождении можно получить штраф до 1 000 сингапурских долларов (43 500 рублей, в России 1 500 рублей), либо попасть в тюрьму на срок до 6 месяцев, либо и то, и другое. Такое же наказание ждет в Сингапуре и за езду с превышением скорости на 51 км/ч, в то время как в России это нарушение карается лишь штрафом в 1 000–1 500 рублей. Так путем угрозы неотвратимости наказания в этой стране была создана безопасная и благоприятная для социально-экономического развития среда, где дисциплина и общественное сознание подняты на высочайший уровень. Такой подход стал ключом к процветанию Сингапура, который находится в числе мировых лидеров по всем показателям уровня жизни.
Другой мировой лидер по уровню жизни, Норвегия, придерживается тех же принципов, считая, что штрафы должны быть достаточно высокими, чтобы выполнять свою функцию предотвращения нарушений. Поэтому штрафы в Норвегии самые высокие в Европе: минимальные размеры штрафов за самые частые нарушения ПДД в несколько раз выше, чем среднеевропейские. Например, за превышение скорости там оштрафуют не менее, чем на 711 евро (43 000 рублей, в России 500 рублей), а за превышение допустимой нормы алкоголя – не меньше 5 783 евро (355 000 рублей, в России 30 000 рублей). К таким высоким штрафам Норвегия пришла путем постепенно, пересматривая их эффективность в организации правопорядка. Так, например, в прошлом году штраф за пользование мобильным телефоном при вождении был поднят с 1 700 крон до 5 000 крон (29 000 рублей, в России 1 500 рублей). Министр транспорта Норвегии объяснил это повышение тем, что предыдущая мера наказания недостаточно хорошо справлялась с целью воспитать осознание в обществе насколько опасно ездить, отвлекаясь на смартфон.
Успешный мировой опыт показывает, что усиление наказания за нарушение правопорядка может стать катализатором стремительного прогресса, поскольку такая позиция закона меняет мышление граждан в пользу дисциплины и безопасности. Увеличение штрафов должно рассматриваться исключительно в таком позитивном ключе, а не как обременение народа дополнительными сборами. Просто по причине того, что у каждого человека всегда остается выбор нарушать ему или нет. И если он не согласен платить штраф в повышенном размере, то он всегда может выбрать не нарушать.
Значительное повышение размеров штрафов, безусловно, сократит число фиксируемых нарушений на дорогах. Но даже если количество выписываемых штрафов снизится, то наш прогноз по доходности останется верным, поскольку снижение нарушений будет способствовать сокращению экономических потерь от последствий таких нарушений. Ущерб экономике страны от ДТП составляет 2–3% от ВВП1, и часть его ложится на плечи госбюджета. При таких масштабах снижение аварийности путем повышения штрафов способно сохранит казне внушительную сумму.
Ежедневно на дороги Москвы выезжают по меньшей мере 3,6 миллионов автомобилей7. Еще в 2014 году мэрия Москвы сообщила, что по столице перемещаются около 550 тысяч «лишних» автомобилей, которых дорожная сеть просто не может вместить8. На сегодняшний день, учитывая стремительный рост количества регистрируемых транспортных средств, не вмещающихся автомобилей около миллиона.
За последние несколько лет в Москве стремительно развился общественный рельсовый транспорт. По протяженности эксплуатируемых линий московское метро является крупнейшим в Европе и входит в пятерку мировых лидеров. Пользование столичным общественным транспортом на постоянной основе обходится примерно в 80–90 рублей в день.8
На фоне нынешних цен на проезд в общественном транспорте предлагаемый нами тариф в 100 рублей для перемещения в будний день с 7:00 до 22:00 на личных автомобилях по территории внутри МКАД покажется вполне приемлемым для горожан и не станет тяжким бременем. Зато он побудит москвичей и жителей области менять свои привычки в передвижении, поскольку расходы на топливо и содержание автомобиля вместе с платой за проезд станут менее выгодны для многих, чем высокоразвитый общественный транспорт. Сбор также простимулирует людей группироваться для поездок: например, для членов одной семьи выезжать в город на одной машине, вместо двух. Очевидно, что даже при минимальном тарифе в 100 рублей это нововведение способно разгрузить дороги и принести прибыль госбюджету.
За счет введения сбора против пробок можно добиться снижения количества машин с 3,6 млн до 2,6 млн (без учета такси и спецтранспорта). По оценкам экспертов это приемлемый порог вместимости дорожного полотна столицы.
При таком количестве автомобилей сбор против пробок будет генерировать оборот в среднем в 260 млн рублей в день, а ежегодно 64,2 млрд рублей (из расчета 247 рабочих дней в году).
Чтобы оценить расходную часть, стоит обратить внимание на опыт Лондона. За первые три года в столице Великобритании было собрано £591,7 млн, из которых £288,6 млн (49%) составили операционные расходы, а чистая прибыль составила £303,1 млн (51%). Всего же стоимость установки и запуска системы составила £123,1 млн, то есть окупила себя на второй год работы. Дальнейшее расширение системы в западном направлении в 2006–2017 годах нуждалось в меньших операционных расходах: 31,3% от общих сборов за 10 лет было затрачено на поддержание функциональности на новых участках9.
Учитывая, что в Москве себестоимость технологий и рабочей силы не больше, чем в Лондоне, можно спрогнозировать, что 40% от сборов против пробок будет идти на операционные расходы, значит 60% от 64,2 млрд станут доходом.
Итак, для столицы наша оценка дохода в пользу госбюджета составляет 39 млрд рублей в год, начиная со второго года (сборы за первый год пойдут на окупаемость затрат, связанных с установкой системы).
В рейтинге Tom-Tom Traffic Index есть еще 10 перегруженных транспортом городов России: Санкт-Петербург, Новосибирск, Самара, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Челябинск, Казань, Омск и Томск10. В них из-за пробок на дорогу уходит на 32–50% больше времени, чем при обычных условиях (для Москвы этот показатель 61%). Суммарно в этих городах проживает в 1,3 раза больше населения, чем в Москве. Число зарегистрированных автомобилей также превышает уровень Москвы не менее, чем в 1,3 раза11.
Если масштабировать сбор против пробок и на эти города по той же схеме, что и в Москве, то тогда это принесет еще 51 млрд рублей в год (умножить рассчитанную для Москвы сумму 39 млрд на 1,3).
Таким образом, минимальная прогнозируемая сумма годового дохода бюджета от воплощения этой идеи, с учетом расходов, 90 миллиардов рублей через год после запуска (39 млрд + 51 млрд)
Мы рекомендуем увеличение тарифов через 2 года после запуска системы в 2–4 раза. Такое повышение совместно с увеличением количества платных дней и типов транспортных средств, сможет многократно увеличить прогнозируемую нами цифру.
В Великобритании, как и во многих других странах, государство предлагает возможность составить свою комбинацию символов при регистрации автомобильного номера. Стоимость услуги начинается от £250. Но при этом государственное агентство устраивает аукционы, где выставляет комбинации, на которые ожидается спрос, по завышенным ценам. Как правило, это цифры и/или буквы, которые могут читаться, как имя. Например, DAV 3S (Dave’s) было продано за £9 100, а HEN 2Y (Henry) – за £6 300. В 2018 году правительство заработало £161,9 млн (13 млрд рублей) на продаже персонализированных автомобильных номеров12.
Мы полагаем, что в России государство может получать больший доход. Красивые комбинации на номерных табличках сейчас ограничены действующим стандартом. И тем не менее спрос на них большой: согласно экспертной оценке, еще в 2016 году объем продаж автомобильных номеров по "серой" схеме оценивался в 20 млрд рублей13. Но если вывести на рынок возможность комбинировать цифры и буквы вне существующего стандарта ГОСТ и сделать официальную продажу простой и прозрачной, то активность переместится в сферу персонализированных номеров и возрастет в несколько раз.
Таким образом, наш прогноз получения дохода в пользу госбюджета от продажи персонализированных номеров - 20 миллиардов рублей в год.
28 августа 2021 года состоялся 107-й аукцион престижных автомобильных номеров, проводимый Управлением дорогами и транспортом ОАЭ (RTA), где было собрано 36 276 000 дирхам (около 730 млн рублей)14. 108-й аукцион от 19 декабря 2021 года принес не меньше доходов: 100 номерных знаков было продано на сумму 36 548 000 дирхам (около 740 млн рублей)15. На 109-й аукцион, который проходил 12 марта 2022 года, RTA выставило 90 коротких номеров и заработало за этот вечер 29 938 000 дирхам (около 600 млн рублей)16.
Но есть и особые вечера, когда продаются номера, которые попадают в рейтинг самых дорогих в мире. Например, 18 февраля 2008 года на 6-м аукционе был продан номер “1” за $14,5 млн, а всего было собрано 89 млн дирхам за 90 номеров. Предыдущие 5 аукционов принесли $56 млн за 393 номера17.
Исходя из этих данных по первым шести и последним трем аукционам, средняя цена одного «очень престижного» номера в ОАЭ составила 536 000 дирхам (около 9 млн рублей) в сегменте самых дорогих лотов.
Итак, в Эмиратах на аукционах продается примерно 350–400 номеров в год со средней стоимостью, сопоставимой с 9 млн рублей. Сравнение количества состоятельных жителей в двух странах позволит сделать прогноз на спрос такой роскоши в России. В России проживает 228 000 долларовых миллионеров18. В ОАЭ их в 2,5 раза меньше: 92 60019. Отсюда можно предположить, что российское государство сможет продать в 2,5 раза больше премиальных номеров, чем в ОАЭ. На основании этих цифр мы считаем, что продажа самых дорогих номеров со средней стоимостью 9 млн рублей для России может быть осуществлена в количестве 900 единиц в год, то есть на сумму 8,1 млрд рублей.
Более того, в ОАЭ существует и другая разновидность продажи коротких номеров. Это онлайн аукционы, которые транспортный регулятор проводит несколько раз в год, выставляя красивые комбинации из 3, 4 или 5 цифр (стандартный номер состоит из 6 цифр). Последний 68-й онлайн аукцион состоялся в августе 2022 года, где продались 350 номеров20. Такие аукционы рассчитаны на более широкую публику, но тоже собирают огромные суммы в бюджет.
По примеру ОАЭ в России, помимо самых коротких и самых престижных номеров, можно сделать доступной продажу номеров, в которых количество символов, меньше установленного стандарта, для более широкой аудитории. Для этого сегмента можно выделить класс укороченных номеров со средней стоимостью не 9 млн рублей, а 1 млн рублей. Учитывая наблюдаемую среди россиян тягу к красивым комбинациям на номерных табличках, мы прогнозируем продажу 8 000 таких номеров в год. Это принесет в казну еще 8 млрд рублей в год.
Таким образом, наш прогноз доходности госбюджета от продажи «очень престижных» номеров – 16 миллиардов рублей в год.
В 2021 году ГИБДД наложило 179,5 миллионов штрафов на общую сумму 128,3 млрд рублей4.
Инфляция за 2021 год составила 8,39%, а за последние 20 лет (2002–2021) среднегодовой показатель инфляции – 8,67%. Разница между минимальными размерами оплаты труда, утвержденными в начале 2021 и в начале 2022 годов, составила 8,6%21.
На данном примере очевидно, что если актуализировать размеры штрафы в зависимости от макроэкономических показателей, то разница составит 11 млрд рублей в год от штрафов за нарушение ПДД, то есть на 8,6% больше. По состоянию на август 2022 года было оплачено 92% всех штрафов за 2021 год5. С такой поправкой на злостных неплательщиков эта цифра будет 10,2 млрд рублей.
Помимо штрафов ГИБДД, в КоАП существует множество других штрафов22, которые сейчас также теряют свою значимость из года в год по причине инфляции и девальвации.
Таким образом, наш прогноз от реализации данного предложения – дополнительно 14 миллиардов рублей в год в пользу госбюджета.
Владельцы дорогих автомобилей по статистике собирают в несколько раз больше штрафов, чем водители бюджетных машин.
По подсчетам агентства FinExpertiza, исходя из данных ФНС, в 2020 году в России было зарегистрировано около 100 000 автомобилей премиум класса стоимостью выше 5 миллионов рублей23. К сожалению, нет точных данных об их правонарушениях, но наблюдения транспортного регулятора Москвы говорят о том, что такие автомобили нарушают в 4–10 раз чаще24.
Согласно статистике, в 2021 году один автомобиль получил в среднем три штрафа, и средний штраф составил 720 рублей4. Если предположить, что каждый дорогой автомобиль получил в среднем по 15 штрафов, то этот сегмент был оштрафован на сумму 1,08 млрд рублей. Если взять коэффициент 5 из предлагаемой нами таблицы повышенных штрафов, как усредненный, то взыскиваемая сумма станет уже не 1,08 млрд, а 5,4 млрд, то есть на 4,32 млрд больше.
В эту оценку стоит добавить и рост числа премиальных автомобилей в России. В 2020 году он составил 22%, хотя в 2022 году рост замедлился. Можно прогнозировать, что внедрение нашего предложения будет приносить 6 миллиардов рублей за год.
Актуализация размеров штрафов путем повышения и привязки к макроэкономическим показателям, безусловно, сократит количество ущерба экономике от ДТП.
Чтобы вообще свести аварийность на дорогах России к показателям, близким к нулю, нами разработан комплекс мер.
Первое направление касается Правил дорожного движения и состоит из следующих тем:
- 19.9 Нетрезвые водители
- 19.12 Ответственность пешеходов
- 19.13 Начинающие водители
- 19.14 Опасное поведение за рулем
- 19.15 Систематическое нарушение ПДД
- 19.17 Пешеходы и велосипедисты со смартфонами
- 20.20 Езда без ОСАГО
Второе направление предлагает внедрение новейших технологий в сфере транспортной и дорожной безопасности:
- 19.10 Интеллектуальный ассистент скорости
- 20.6 Усталость за рулем
- 20.11 Обнаружение алкоголя у водителей
- 20.22 Наезд на пешехода и езда задним ходом
- 20.23 Безопасность грузовых автомобилей
- 20.27 Искусственный интеллект и нетрезвые водители
При разработке этих идей был заимствован опыт стран, где количество жертв и травмированных от ДТП в несколько раз ниже, чем в России, и где уже на государственном уровне воплощается программа по достижению нулевой смертности на дорогах (Vision Zero).
Мы уверены, что воплощение перечисленных выше идей как минимум сведет смертность на дорогах к нынешним показателям Швеции, где в 2021 году погибло всего 192 человека при населении 10,4 млн, то есть 1,85 человек на каждые 100 000 населения25. В России же этот показатель в 5,5 раз выше: в 2021 году погибло 14 874 человека при населении 145,5 млн, то есть 10,22 на каждые 100 000 населения26.
Поэтому можно прогнозировать, что внедрение наших предложений относительно безопасности на дорогах сократит экономические потери в 5,5 раз. Сколько от этого выиграет госбюджет можно оценить, взяв во внимание соотношение федерального бюджета к ВВП страны. В 2021 году этот показатель составил 19% (Расходы госбюджета: 24,8 трлн рублей, ВВП: 130,8 трлн рублей)27.
ВОЗ утверждает, что ущерб от ДТП экономике, достигает до 3% от ВВП1. Взяв для России показатель условно в 2%, мы можем предположить, что в 2021 году аварии на дорогах нанесли ущерб экономике в размере 2,616 трлн рублей, а непосредственно государству 19% от этой суммы, то есть 497 млрд (для оценки применяем принцип аналогии: если все расходы госбюджета составили 19% от ВВП, то наиболее вероятно, что и груз экономических потерь от ДТП ложится на госбюджет в той же пропорции).
Таким образом, совокупное воплощение идей по дорожной безопасности, приведя к сокращению ДТП в 5,5 раз, принесет казне минимум 407 миллиардов рублей (497 – 497/5,5) в год за счет сокращения расходов и потерь.
В частях 20.19 и 20.28 мы предлагали использование технологии искусственного интеллекта для предупреждения и предотвращения преступлений.
Во многом благодаря развитию в России видеонаблюдения и других систем безопасности число преступлений, совершенных в общественных местах, в том числе на улицах, площадях, парках и скверах, стремительно сокращается. В 2017 году их было 738 тысяч, в 2021 году уже 581,3 тысячи. Уровень снижения этого вида преступности составил 21% за 5 лет, в то время как общее число преступлений снизилось лишь на 2,6% за этот же период времени28.
Благодаря внедрению предлагаемых нами технологий мы прогнозируем, что преступность в публичных местах сократится на 40%.
Другое предложение по снижению преступности (часть 20.26) заключается в сокращении количества рецидивов через изменение системы исполнения наказания.
В 2021 году в России было совершено 618 158 преступлений (в том числе и 124 775 тяжких и особо тяжких) лицами, ранее совершавшими преступления. Это составило 60% от всех расследованных преступлений. 346 328 преступлений (или 33,6% от всех раскрытых) было совершено лицами, имеющими судимость29.
Успешный опыт Норвегии доказывает, что повторные преступления можно сократить. Совершенствование работы исправительных учреждений позволило там снизить уровень рецидивизма в 3 раза: 60–70% в 80-х годах прошлого века до 20% в наше время30.
Мы предполагаем, что предлагаемая тюремная реформа по примеру Норвегии позволит сократить рецидивизм в России в 2–2,5 раза.
Как итог, мы прогнозируем, что в целом, благодаря нашим идеям о снижении преступности, количество совершаемых преступлений сократится на 30%. Тогда ожидаемо сократятся и расходы госбюджета, связанные с правоохранительной деятельностью.
В 2021 году было затрачено 1,09 трлн рублей средств из федерального бюджета в этом направлении31:
- 139 млрд на работу органов прокуратуры и следствия;
- 706 млрд на работу органов внутренних дел;
- 245 млрд на систему исполнения наказания.
Воплощение наших предложений по внедрению новых технологий предотвращения преступлений и снижению рецидивизма, с учетом средств, необходимых на их реализацию, сможет снизить текущие расходы на деятельность вышеуказанных госорганов, по нашим оценкам, на 20%, то есть на 218 миллиардов рублей в год.
Даже если прямые расходы не снизятся на это значение, то сокращение преждевременной смертности и потери здоровья из-за снижения преступности точно позволит прогнозу осуществиться.
Специалисты Национального медицинско-исследовательского центра профилактической медицины Минздрава России подсчитали на основе данных за 2016 год экономический ущерб от факторов риска, обусловленный их вкладом в заболеваемость и смертность от основных хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ)32.
В расчет экономического ущерба были взяты следующие убытки:
- Прямые (медицинские затраты и выплаты пособий по инвалидности)
- Косвенные (потери ВВП в связи с преждевременной смертностью)
Курение принесло 46,13 млрд рублей прямых убытков и 375,28 млрд косвенных. Наше предложение из части 20.7, направленное на исключение курения за рамки дозволенного для лиц до 21 года, основано на успешном опыте Сингапура, где, благодаря таким жестким мерам, распространение курения в 2 раза меньше, чем в России (10,1% по сравнению с 20,3%)33. Такой же результат мы прогнозируем в России через 5 лет после принятия мер. Следовательно, это сократит прямые расходы госбюджета вдвое, то есть на 23 млрд рублей в год. Экономические потери также снизятся в два раза, а именно на 187,64 млрд. От снижения ущерба для ВВП страны госбюджет также получит выгоду. Ее можно оценить, если узнать какую часть от ВВП составляет федеральный бюджет. В 2021 году этот показатель был 19%. Значит, сокращение числа курильщиков, помимо снижения прямых затрат, принесет пользу бюджету в размере 19% от 187,6 млрд, то есть еще 36 млрд, за счет сокращения потерь для экономики. Таким образом, итоговая сумма составляет 59 млрд рублей в год (23 млрд + 36 млрд).
Вышеуказанный доклад Минздрава показывает, что нерациональное питание, представленное недостаточным потреблением свежих овощей и фруктов и избыточным потреблением соли и переработанного красного мяса, принесло в 2016 году убытков на 390 млрд рублей. А потери от ожирения составили 606 млрд рублей. К сожалению, эпидемия ожирения и несбалансированное питание распространяются в России, как и во всем мире, со стремительной скоростью. За 30 лет число детей с ожирением до 14 лет, состоящих на учете, увеличилось в 5,5 раз. А среди молодежи 16–24 лет ожирение выросло с 2011 по 2017 год втрое34. В частях 20.9 и 20.24 мы предложили меры, которые позволят россиянам лучше контролировать свой рацион и будут стимулировать производителей поставлять более здоровую пищу на прилавки. Воплощение этих предложений прогнозируемо снизит или остановит рост распространения болезней из-за неправильного питания. Подсчитать напрямую доход от предлагаемой нами правильной маркировки на здоровье населения сложно. Но мы уверены, что работа государства в этом направлении сможет снизить экономический ущерб минимум на 40% от приведенных выше цифр за 2016 год, тем более что к нынешнему году, учитывая положительную динамику, проблема усугубилась. Отсюда и наш прогноз экономической пользы для госбюджета: 76 млрд рублей ((390 млрд + 606 млрд) x 0,4 x 0,19, где 19% — это ожидаемое отношение расходов госбюджета к ВВП страны).
Инфаркт и инсульт являются главными причинами преждевременной смертности. Но даже при их наступлении своевременная реакция может сократить смертность и инвалидизацию. Поэтому мы предложили в частях 19.18, 19.20 и 20.3 методы борьбы с последствиями этих явлений. Возникновение сердечных приступов и инсультов как раз и обусловлено наличием ХНИЗ. Потеря ВВП из-за ранних смертей по причине этих заболеваний была оценена исследователями Минздрава в 2016 году в 2,31 трлн рублей. Учитывая, что именно инфаркт и инсульт вместе взятые убивают гораздо больше россиян, чем другие проявления ХНИЗ, можно смело предположить, что как минимум 75% (1,73 трлн) убытков возникают с участием этих факторов. Наши предложения в этой направленности позволят сократить преждевременную смертность и инвалидность от инфарктов и инсультов как минимум на 15%. Это принесет за год 260 млрд (15% от 1,73 трлн) экономике и 49,4 млрд рублей (19% от 260 млрд) госбюджету. Половину от этой суммы могут составить расходы на обеспечение работоспособности предлагаемых нами решений. Как итог, прогнозируемая выгода напрямую для госбюджета – 25 млрд рублей.
Таким образом, наши предложения по снижению факторов риска от ХНИЗ и борьбе с их последствиями позволят сократить прямые и косвенные убытки, которые несет бюджет, на сумму 160 миллиардов рублей в год (59 млрд + 76 млрд + 25 млрд)
Преждевременная смертность и потеря трудоспособности из-за последствий загрязнения воздуха наносит ущерб экономике России. Следующие наши предложения призваны снизить это негативное влияние:
- 19.5 Сбор против пробок
- 20.4 Безопасное отопление
- 20.8 Контроль выхлопных газов
- 20.14 Выезд на место ДТП
Меры, предложенные в этих частях, позволят сохранить жизни тысячам россиян в год.
Согласно оценке Европейской экономической комиссии ООН мероприятия, направленные на усовершенствования технологий по сокращению загрязнения воздуха, в долгосрочной перспективе приведут к росту ВВП до 10% из-за выгод для здоровья30.
Помимо загрязнения воздуха дорожные заторы сами по себе создают экономические убытки из-за логистических потерь.
Мы считаем, что вклад от указанных выше предложений в экономику страны может быть смело оценен в 0,9% от ВВП или 1,177 трлн рублей (ВВП за 2021 год составил 130,8 трлн рублей).
Расходы госбюджета составили 19% от ВВП в 2021 году. Эту долю можно использовать и в прогнозе финансовой пользы для бюджета, зная оценку для экономики в целом. Соответственно, для госбюджета внедрение наших предложений может означать сокращение расходов на 234 млрд рублей ежегодно (19% от 1,177 трлн).
Операционные расходы и первоначальные расходы на установку (помимо расходов по теме «Сбор против пробок», поскольку они учтены отдельно), по нашим прогнозам, не должны превысить 35% от вышеуказанной суммы. Соответственно, в результате госбюджет получит порядка 152 миллиарда рублей в год (65% от 234 млрд).
Итоговая оценка доходов в госбюджет в рамках данного анализа – 2,019 триллиона рублей в год по состоянию на 2022 год. Эта цифра составляет 8,07% от планового годового федерального бюджета (25,03 трлн).
Она сопоставима с совокупным бюджетом 14 средних по численности населения субъектов Федерации. Например, на 2022 год доходная часть в бюджет Белгородской области запланирована в размере 138 млрд рублей, Омской области – 132,7 млрд рублей, Алтайского края – 144,4 млрд рублей35.
Если пытаться оценить совокупную пользу от внедрения всех предложений нашего проекта, то станет очевидно, что суммарный экономический эффект будет во много раз выше.
_____________________________________
- https://kolesa.kz/content/fines-rate/
http://duma.gov.ru/news/54451
https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1026672 - https://www.kommersant.ru/doc/4692343
- https://auto.mail.ru/info/penalty/
- https://www.kommersant.ru/doc/5293024
- https://rg.ru/2022/08/29/shtrafnaia-mera.html
- https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/road-traffic-injuries
https://www.zr.ru/content/articles/926511-smertelnye-dtp/ - https://rg.ru/2019/04/18/reg-cfo/eksperty-podschitali-kolichestvo-avtomobilej-v-moskve.html
- https://www.m24.ru/articles/metro/19052014/42098
https://web-arhive.ru/page?url=https%3A%2F%2Fmosmetro.ru%2Fcorporate%2Finstructions%2F&date=20220709
Годовой «Единый» проездной билет в общественном транспорте Москвы в зоне «Центральная» стоит 19 500 рублей. Если распределить эту стоимость на рабочие дни, то один день обходится 79 рублей (из расчета 247 рабочих дней в году). Стоимость одной поездки в зоне «Центральная» составляет 40–46 рублей, а с учетом зоны «Пригород» – 56 рублей - https://www.london.gov.uk/questions/2006/1997
- https://www.tomtom.com/en_gb/traffic-index/ranking/?country=RU
- https://xn----7sbiew6aadnema7p.xn--p1ai/
https://www.autostat.ru/news/51667/ - https://www.thesun.co.uk/motors/6654377/personalised-number-plates-earn-gov-160million-a-year-and-your-name-could-be-worth-a-hefty-sum/
- https://ria.ru/20161007/1478707976.html
- https://www.gulftoday.ae/news/2021/08/29/auction-of-number--plates-raises-dhs36m
- http://wam.ae/en/details/1395303004570
https://www.thenationalnews.com/uae/transport/2021/12/19/q-22-dubai-number-plate-sold-for-dh5million-at-auction/ - https://blog.dubaicityguide.com/site/dubais-109th-open-auction-for-premium-vehicle-plates-yields-more-than-aed29m/
https://gulfnews.com/uae/dubai-car-number-plate-fetches-dh274-million-at-auction-1.86413065 - https://gulfnews.com/uae/plate-1-sells-for-145-million-1.448946
- https://www.arabianbusiness.com/industries/banking-finance/uae-ranked-worlds-top-millionaire-destination-in-2022-as-a-powerful-magnet-for-talent-and-capital
- https://www.rta.ae/wps/portal/rta/ae/home/news-and-media/all-news/NewsDetails/rta-to-auction-350-premium-vehicle-plates-of-3-4-and-5-digits
https://www.rta.ae/wps/portal/rta/ae/home/news-and-media/all-news/NewsDetails/auction-off-200-distinctive-plates-online-on-july-28-2019/ - https://iz.ru/1377771/natalia-bashlykova/tcel-po-sredstvam-mrot-predlagaiut-povysit-do-30-tys-rublei
https://www.interfax.ru/business/815069
https://xn----ctbjnaatncev9av3a8f8b.xn--p1ai/%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D1%8B-%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D0%B8 - https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/kbk/fl/hsdv/dv/
- https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2021/premial-avto/
- https://www.autonews.ru/news/6151b4739a794736a8af741b
- https://smartcitysweden.com/deaths-in-traffic-fewer-than-200-in-sweden-last-year/
https://www.scb.se/en/finding-statistics/statistics-by-subject-area/population/population-composition/population-statistics/ - https://www.gazeta.ru/auto/news/2022/04/18/17587562.shtml
https://lenta.ru/news/2022/01/29/russia/ - https://www.forbes.ru/finansy/453803-ekonomisty-ob-asnili-sverhordinarnyj-rost-dohodov-budzeta-v-2021-godu
https://rosstat.gov.ru/ps/accounts/ - https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/28021552/
- https://unece.org/air-pollution-and-economic-development
- https://www.bbc.com/news/stories-48885846
- https://spending.gov.ru/budget/fkr/03/?year=2021
- https://cardiovascular.elpub.ru/jour/article/view/2429/2008
- https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2022/chislo-kurilsh/
https://www.channelnewsasia.com/watch/singapores-smoking-rate-falls-101-2020-just-shy-target-video-2008151 - https://www.gazeta.ru/social/2018/07/09/11831305.shtml?updated
https://www.ridus.ru/news/356275 - https://www.belduma.ru/news/detail.php?ID=81307
https://omskgazzeta.ru/all-news/bjudzhet-omskoj-oblasti-na-2022-god-uvelichen-do-132-7-milliarda-rublej/
https://www.garant.ru/hotlaw/altai/1532981/