Пятая часть наших предложений кратко касается мер, направленных на кардинальное улучшение организации дорожного движения и решение проблемы пробок в городе Москве1.
Перед рассмотрением наших предложений обращаем внимание на то, как ведётся борьба с пробками в ведущих мегаполисах мира с использованием финансовых механизмов:
Сингапур:
а) до покупки нового автомобиля автовладелец должен получить правоустанавливающее свидетельство. При этом выдача таких свидетельств квотируется и поэтому их количество ограничено. Срок действия свидетельства составляет 10 лет, а стоимость постоянно меняется (в 2016 г. цена составила в среднем 30 000 долларов США);
б) в дополнение к этому действует платная стоимость проезда по дорогам, согласно которой некоторые отрезки дорог в определенное время (обычно в часы пик) становятся платными (в среднем разовая стоимость проезда по таким дорогам составляет 4 доллара США);
в) кроме того, заложен механизм удорожания стоимости машины. Например, по состоянию на апрель 2016 г. стоимость нового автомобиля Toyota Camry в Сингапуре составляла 103 000 сингапурских долларов (около 74 000 долларов США), а c правоустанавливающим свидетельством около 102 000 долларов США (в Москве аналогичная Toyota Camry стоит 22 000 долларов США). Цены на автомобили являются очень высокими по причине взимаемого 41% таможенного сбора от стоимости импортируемого автомобиля, разового сбора за регистрацию автомобиля в размере $1000 для физических лиц и $5000 для юридических лиц, и дополнительного регистрационного сбора в размере 150% от рыночной стоимости автомобиля.
Лондон: стандартная ежедневная стоимость проезда на автомашине по центру города составляет 11,5 фунтов стерлингов (около 16 долларов США). При этом средняя стоимость бензина в Лондоне составляет примерно 1,5 доллара США, а в Москве для сравнения составляет 0,5 долларов США (т.е. в 3 раза дешевле!).
Дубай: разовая стоимость проезда на автомашине через определенные оживленные районы города составляет 24 дирхама (примерно 1 доллар США). При этом ранее максимальная стоимость за день не превышала 6,5 долларов США, однако теперь лимит исключен и фактическая оплата зависит от количества проездов через места, где установлены системы считывания оплаты за проезд.
Мы предлагаем предусмотреть в Москве и в радиусе 10 км. от Москвы оплату за передвижение по городу на автотранспорте в размере 1 000 рублей за сутки (далее по тексту «Сбор против пробок»). Установить, что оплата не взимается, если автовладелец использует транспортное средство на территории города в период с
В перспективе Сбор против пробок можно привязать к мощности или объему двигателя транспортного средства.
На всех въездах в город и территории самого города установить камеры и системы считывания с целью фиксации поездок машин2 по территории Москвы. Учитывая, что камеры и системы считывания будут находиться над дорогой, без использования

Для оплаты проезда автотранспорта предусмотреть, что владелец или лицо, управляющее транспортным средством (далее по тексту «Автомобилист»), сможет заранее оплатить Сбор против пробок путем пополнения денег на магнитный чип3, с которого будет проводиться списание средств. В случае такой предварительной оплаты, сумма Сбора против пробок будет составлять в два раза меньше установленного тарифа (т.е. 500 рублей за сутки). Автомобилисту будет предоставлена возможность оплатить Сбор против пробок заранее. Также возможно подключение к счету магнитного чипа кредитной карты для автоматического пополнения при достижении установленного неснижаемого остатка. Автомобилист может ездить по городу, даже если он заранее не оплатил Сбор против пробок. При этом размер Сбора против пробок в таком случае составит стандартный тариф (1000 рублей за сутки). В случае отсутствия оплаты в течение 30 дней, на автовладельца будет налагаться штраф в
Сцелью мотивации перехода легкового транспорта Москвы на электричество, газ или иное экологически чистое топливо (далее совместно «Экологически чистые источники») мы предлагаем установить размер Сбора против пробок в два раза меньше (500 рублей). Соответственно, в случае предварительной оплаты, сумма Сбора против пробок для такого легкового транспорта будет составлять уже 250 рублей в сутки.
Для всего общественного транспорта отложить применение Сбора против пробок на
Для дополнительной мотивации ускоренного перевода имеющегося парка общественного транспорта на современные модернизированные модели, использующие Экологически чистые источники, предусмотреть, что компании, приобретающие такой транспорт (например, автобусы на сжиженном газе) будут освобождаться от оплаты налога на транспорт на 5 лет. В случае же, если компании будут приобретать двухъярусные автобусы5, работающие на Экологически чистых источниках, то освобождение налога на транспорт сделать на весь срок эксплуатации таких автобусов. Обязательным требованием к общественному транспорту, использующему Экологически чистые источники, необходимо сделать яркость и эстетичность оформления.

Все вышеуказанные меры будут существенно содействовать улучшению экологической обстановки в Москве.
Положительные результаты:
1)для граждан, которые не смогут использовать личный автотранспорт в связи с введением Сбора против пробок, представляется уникальная альтернатива:
•например, если гражданин на легковом автотранспорте добирался от одного пункта до другого за 50 минут, то после принятия мер по данному предложению, на преодоление того же расстояния, причем уже на общественном транспорте, им будет затрачено около
•после внедрения данного предложения экологическая ситуация в городе кардинально улучшится! Одно автотранспортное средство
•количество общественного транспорта существенно возрастет
2)общеизвестно, что при перевозке пассажиров автобусы заменяют в среднем сорок- пятьдесят личных автомобилей, а двухъярусные автобусы заменяют в среднем восемьдесят- девяносто личных автомобилей. При этом, автобусам не нужны места для парковки, так как они беспрерывно двигаются по заданному маршруту, а электротранспорт существенно экономичнее бензинового транспорта.
3)несмотря на значительное уменьшение количества автотранспорта в городе, тем не менее, поступления в государственный бюджет, благодаря Сбору против пробок, существенно возрастут по следующей причине: число зарегистрированных транспортных средств в Москве приближается к 4,5 млн. единиц6, еще около 3 млн. единиц автотранспорта зарегистрировано в Московской области. Соответственно, общее количество автотранспорта составляет 7,5 млн. единиц. Помимо них в Москве находится также автотранспорт из других регионов России. Если предположить, что в среднем мощность двигателя каждой единицы автотранспорта в Московском регионе составляет 140 л.с., то, исходя из налога на транспорт в размере 3640 рублей, годовая сумма налоговых отчислений составит 27,3 млрд. рублей (7,5 млн. х 3640 руб. = 27,3 млрд.) это около 410 млн. долларов США.
После внедрения Сбора против пробок количество автотранспорта, который будет ездить по Москве, уменьшится приблизительно в два раза до 3,75 млн. единиц. Соответственно, бюджет потеряет половину поступлений от налога на транспорт, т.е. примерно 205 млн. долларов США. Однако годовая сумма поступлений от Сбора против пробок составит 495 млрд. рублей, что равняется 7,5 млрд. долларов США (3,75 млн. х 500 руб. х 22 дня х 12 мес. = 495 млрд.). Благодаря Сбору против пробок государство сможет аккумулировать существенную сумму денег, которую можно будет направить на:
•дополнительную проработку вариантов строительства туннелей, развязок, мостов,
•строительство новых остановок общественного транспорта (построить более комфортные остановки, оснастить их современным оборудованием, обеспечить отоплением в зимнее время и кондиционированием в летний сезон). Предусмотреть, что такие остановки должны закрываться в ночное время, когда общественный транспорт не работает9. Предполагается, что за каждой остановкой должно быть закреплено лицо, которое будет следить за порядком и проводить уборку;
•улучшение инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов (расширение тротуаров, строительство велосипедных дорожек, установка парковок для велосипедов и пр.);
•внедрение интеллектуальной транспортной системы регулирования трафика на дорогах;
•строительство новых станций и веток метро;
•обновление облицовки старых административных зданий, домов, школ и магазинов. Дизайн и качество отделки таких остановок и облицовки зданий должны быть на высоком уровне, что придаст
4)за счет предлагаемых мер, определенно, увеличится количество велосипедистов, тем более, что на сегодняшний день активно организовано устройство велосипедных дорожек.
***
Отсутствие дорожных заторов, существенное улучшение экологической обстановки, улучшение транспортной инфраструктуры Москвы – всё это приведёт к улучшению инвестиционного климата и увеличению потока туристов. По аналогии можно будет внедрить схожие методы по борьбе с пробками и в
Дополнительная информация по этой теме в частях 19.5 и 20.8
_____________________________________________________
1Согласно рейтингу перегрузки дорог в мире Москва занимает 5 место, и уступает лишь Рио-де-Жанейро (4 место), Стамбулу (3 место), Бангкоку (2 место) и Мехико (1 место). В Москве по состоянию за 2015 г. в среднем за сутки каждый автомобилист находился в пробках 48 минут, а в целом за 2015 г. каждый автомобилист провел в пробках 185 часов (что эквивалентно 23 рабочим дням при 8 часов рабочем дне).
2Данная практика используется в Дубае, Сингапуре,
3Чипы будут пользоваться популярностью у тех семей, которые имеют несколько машин, т.к. чип можно будет переставлять с одной машины на другую. Многие семьи теперь не будут выезжать одновременно на
4При ставке за проезд по центру Лондона в размере 11,5 фунтов стерлингов, штраф при отсутствии оплаты составляет от 65 до 195 фунтов (т.е. в
5Их основным преимуществом является большая пассажировместимость, удобство в первую очередь для сидящих пассажиров. Учитывая постоянный прирост населения Москвы, двухэтажные автобусы это задел на будущее увеличение жителей города. Для сведения: в Гонконге большинство автобусов является двухъярусными, а в Сингапуре их примерно половина.
6Данные на 2015 год согласно аналитическому агентству «Автостат».
7Такие дороги построены в Гуанчжоу, Токио, Шанхае.
8Рельсовое полотно такого транспорта находится на высоте
9Отапливаемые остановки функционируют в Астане, а остановки с кондиционированием в Дубае.