Тринадцатая часть наших предложений кратко посвящена созданию в России лучшей системы здравоохранения в мире.
Мы верим в возможность создания в России современного рынка лучших медицинских услуг. По аналогии с Сингапуром, где в кратчайшие сроки практически с нуля создана одна из ведущих систем здравоохранения в мире1, рост которой вызван существенными налоговыми льготами и поощрениями. Прогрессивные методы Сингапура в области развития системы здравоохранения привели к тому, что там сейчас работают ведущие учёные из Европы, Японии, США и России, а многие гиганты фармацевтики и биотехнологии перенесли туда свои производства2.
Для того, чтобы привлечь в Россию в кратчайшие сроки крупнейших инвесторов и лучших врачей, мы предлагаем ввести сроком на 20 лет налоговые льготы - установить налоговые ставки практически равные нулю на все виды налогов, связанных с деятельностью медучреждений для тех медицинских заведений, которые будут соответствовать основным требованиям, а также сделать нулевые ставки на заработную плату и доход врачей. Основным критерием для данного освобождения от уплаты налогов предлагаем считать оборот, полученный от посещений иностранных граждан. Установить, что медицинское учреждение, которое осуществляет в год приём иностранных пациентов на сумму, превышающую установленный порог (например, $2 000 000 оборота в год) получает автоматическое право сохранить для своего предприятия на следующий год право льготного налогообложения (для врачей, работающих индивидуально, минимальный оборот должен составлять $250 000). Данный финансовый порог необходим для того, чтобы сохранить рынок уже существующих медицинских услуг и, чтобы существующие предприятия не переставали платить привычные для них налоги. Лишь те, кто чувствуют, что могут преодолеть установленный финансовый барьер (а это будут единичные из существующих предприятий), вправе рассчитывать на попадание под льготную систему обложения налогами. Остальные, благодаря данной системе, будут иметь сильнейший стимул к росту, а государство получит:
•переформатирование медучреждений;
•приток квалифицированного персонала;
•перенос лучших мировых клиник в Россию или открытие их современных филиалов;
•дополнительные налоговые поступления от других сфер бизнеса, активизировавших свою деятельность благодаря появлению нового медицинского направления.
Вслучае, если компания имеет грандиозные планы и уверена в своем потенциале, а также готова задолго до запуска строительства документально подтвердить свои намерения, то весь цикл процессов, производимых подрядными и снабжающими организациями, будет полностью освобожден от всех налогов и сборов на период строительства и запуска, а таможенные платежи и сборы на поставляемое оборудование будут отменены на весь период льготного налогообложения. Таким образом, медицинские услуги, оказываемые в России, будут значительно дешевле аналогичных, предоставляемых в лучших ведущих клиниках мира.

Одной из основных целей таких вновь образованных медучреждений станет состоятельный иностранный пациент, массовое привлечение которого позволит мгновенно создать отсутствующую на сегодняшний день нишу медицинского туризма. В дальнейшем (для удобства посещаемости) мы предполагаем, что такие - мирового уровня современные медицинские центры будут сосредоточены в трех регионах: в западной, восточной и
По нашим приблизительным подсчётам обслуживание данной категории пациентов займёт до 50% общего времени данных медицинских учреждений. Остальную часть времени медучреждения данного типа смогут посвятить приему местных пациентов. Высококачественное оборудование и льготная система налоговых тарифов позволят сделать цены на медицинские услуги самыми конкурентными в мире, автоматически привлекая в массовом порядке иностранных пациентов в Россию и максимально снижая выезд российских пациентов за границу. Кроме этого, возникнет столь необходимая естественная конкуренция на рынке услуг медперсонала.
Еще раз подчеркиваем, что государству не придется вкладывать средства в становление бизнеса в этих трех регионах - предприниматели сами будут развивать все сопутствующие новому проекту формы бизнеса – произойдет автоматический естественный рост предпринимательской активности - начиная от строительства аэропортов и отелей для приезжающих медицинских туристов и заканчивая школами и детскими садами для детей сотрудников центров и медицинского персонала. Существенно оживится малый бизнес – расширяя сети и наращивая мощности своих кафе, ресторанов, магазинов, химчисток, продажи сувениров, такси и т.д.
Одним из первых плюсов окажется повышение предприятиями качества существующих медицинских услуг, которые будут вынуждены оперативно отреагировать на изменения, происходящие в медицинской сфере.
Предполагаем, что крупные компании, предвидя скорую нехватку профессиональных кадровых ресурсов, в скором будущем начнут прямо либо косвенно участвовать в процессе строительства профильных учебных заведений, которые будут строиться в непосредственной близости к месту стажировки и последующего трудоустройства будущих медицинских работников. А в дальнейшем создадут либо перенесут в Россию и
Есть и другие механизмы, которые необходимо будет внедрить параллельно с созданием рынка ведущих медицинских услуг. Приоритетным вопросом является контроль за качеством. И в этом вопросе самым простым решением является путь заимствования лучших современных технологий у сегодняшних лидеров.

Одним из примеров использования современных технологий для контроля в медицине можно назвать Сингапурскую методику, когда все процедуры, связанные с лечебным физическим контактом, фиксируются на видеокамеру и снимают полностью весь процесс через камеру. Например, у
Создавая сегодня передовую медицинскую базу в стране, мы не только создаем будущее физическое здоровье нации, но и обеспечиваем государственному бюджету гарантированный источник доходов на долгие годы вперёд.
_____________________________________________________
1Согласно данным агентства Bloomberg Сингапур в 2014 году занимал первое место, а в 2015 году - второе место в мировом рейтинге эффективности систем здравоохранения. А по мнению Всемирной Организации Здравоохранения система Сингапура лучшая в Азии.
2Например, такие гиганты, как: Bayer, Ferring, GlaxoSmithKline, Novartis, Pfizer, Roche,

Совет Федерации:
Благодарим Вас за активную гражданскую позицию и неравнодушное отношение к проблемным вопросам, касающимся государственной политики в сфере налогов и сборов, таможенного дела, охраны здоровья, а также туристскорекреационной деятельности. Конструктивные предложения, содержащиеся в Вашем обращении, могут быть использованы в дальнейшей работе комитета.
Минздрав:
Департамент считает целесообразным дополнительно проработать Ваши предложения совместно со специалистами Координирующего центра по реализации федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг» и вынести на рассмотрение профессионального сообщества на очередном заседании рабочей группы по развитию въездного медицинского туризма Минздрава России.
Минфин:
Таким образом, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в достаточной мере урегулированы вопросы льготного порядка налогообложения как медицинских услуг, оказываемых организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, так и деятельности по реализации медицинских товаров. В этой связи предложения по предоставлению дополнительных налоговых льгот для клиник и оздоровительных центров и их лечащих специалистов, а также для врачей, работающих индивидуально, получивших за финансовый год от иностранных пациентов сумму, превышающую определенный порог, а также об отмене таможенных пошлин на ввоз медицинского оборудования для льготных учреждений, не поддерживаются.
Благодарю Совет Федерации, Министерство Здравоохранения и Министерство финансов за рассмотрение моих предложений по развитию въездного медицинского туризма.
Минфин предоставил подробный ответ, в котором перечисляются все имеющиеся льготы в части налогов и сборов для медицинских организаций, а также в части реализации медицинских изделий и услуг. Ведомство сделало заключение, что вопрос с предоставлением льгот в этой сфере урегулирован действующим законодательством в достаточной мере. В связи с этим мое предложение не нашло поддержки.
Я согласен, что отсутствие налога на прибыль медицинских организаций, нулевая ставка НДС на оказание медицинских услуг и некоторые другие налоговые преференции, перечисленные Минфином, служат развитию платной медицины в стране.
Однако я хочу обратить внимание, что, к сожалению, Россия сильно отстает в развитии медицинского туризма. В 2019 году иностранные пациенты заплатили за лечение в России $470 млн1, но по оценке Агентства по медицинскому туризму сами россияне потратили в зарубежных клиниках порядка $1 млрд2. В рейтинге Medical Tourism Index 2020–2021 Россия занимает 41 место из 46 стран, уступая даже африканским странам, таким как Тунис (38), Марокко (31) и ЮАР (22)3. Международную аккредитацию JCI, которое подтверждает соответствие высоким стандартам качества медицинских услуг на глобальном рынке, имеют лишь 5 российских медицинских учреждений (для сравнения: в ОАЭ – 209, в Бразилии 63, в Турции – 33)4.
Как отметил Минздрав в своем ответе, с 2019 года действует федеральный проект «Развитие экспорта Медицинских услуг», который направлен на привлечение иностранцев для лечения в России5. В 2020–2021 годах из-за пандемии коронавируса в несколько раз сократился приток медицинских туристов. На сегодняшний день проект значительно отстает от достижения изначальных целевых показателей в привлечении $1 млрд средств от зарубежных пациентов к 2024 году1.
Несмотря на усилия со стороны государства, многие медицинские и оздоровительные учреждения в России не проводят работу по привлечению иностранных пациентов в должной мере. Среди барьеров развития российского рынка экспорта медицинских услуг специалисты Минздрава отмечают проблемы в коммуникациях между потенциальным клиентом и медицинской организацией, а также отсутствие прозрачности в контроле качества1.
В целях развития туризма в России созданы особые экономические зоны (ОЭЗ) с туристско-рекреационной направленностью6. В этих зонах действует особый налоговый режим, который создает стимулы для компаний-резидентов привлекать туристов. Например, в ОЭЗ «Ворота Байкала» налог на имущество организаций составляет 0% в течение 10 лет с момента постановки на учет, а налог на землю составляет 0% в течение первых 5 лет7. Однако, такие туристско-рекреационные зоны расположены в близости к природным объектам, а не к необходимой для медицинских целей инфраструктуре, и направлены больше на отдых, чем на лечение. Поэтому для развития медицинского туризма их наличия недостаточно.
Я уверен, что создание финансовой мотивации станет катализатором вовлечения частных медицинских и оздоровительных учреждений в развитие сервисов для иностранных пациентов. В связи с этим я предлагаю внедрить две льготы:
-
Освободить от налога на землю и имущество организации, которые оказывают медицинские и оздоровительные услуги иностранным пациентам выше уставленного порога. Льготы по данному налогу устанавливаются на региональном уровне, но и Налоговым кодексом предусмотрено освобождение от уплаты для определенных типов организаций, такие как религиозные организации, общественные организации инвалидов и другие. В 2020 году в Совете Федерации уже было предложено освободить медицинские учреждения от налога на землю и имущество с целью оказания им поддержки8. Но я предлагаю использовать этот механизм в качестве инструмента популяризации медицинского туризма, что может стать эффективной мерой развития отрасли. Если такие льготы будут получать организации, работающие над привлечением иностранных пациентов, то это станет стимулом к созданию более благоприятной среды для обслуживания пребывающих в Россию медицинских туристов.
-
Отмена таможенных пошлин сроком на 3–5 лет на ввоз медицинского оборудования, которое имеется в ограниченном количестве в России. Как сообщил Минфин, предоставление льгот по таможенным пошлинам носит индивидуальных характер и решается специальной подкомиссией по таможенно-тарифному регулированию, подотчетной Минэкономразвития. Однако, в определённых случаях Правительство может отменить пошлины на ввоз особо важных товаров и материалов для их применения в России. Например, в мае 2022 года Правительство издало постановление о временном освобождении от уплаты таможенных пошлин на импортируемые строительные материалы, изделия, оборудование, машины и механизмы9. Я предлагаю внедрить аналогичное временное послабление таможенных пошлин в сфере здравоохранения. Перечень дефицитных типов оборудования, которого недостаточно для оказания высококвалифицированного обслуживания в популярных среди медицинских туристов видах лечения и реабилитации, может быть составлен Минздравом. Пользуясь льготным периодом, клиники и санатории станут быстрее завозить и вводить в эксплуатацию нужную технику и станут более конкурентоспособны на мировом рынке медтуризма.
Я прошу Совет Федерации и Правительство РФ инициировать внедрение вышеуказанных налоговых льгот и отмену таможенных пошлин. Это даст мощный толчок Федеральному проекту «Развитие экспорта медицинских услуг»10 и послужит улучшению качества медицинского обслуживания в стране.
__________________
- https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/053/035/original/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0_%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D1%83%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B3.pdf , стр 39-44
- https://plus.rbc.ru/news/6154a5d57a8aa94f736ebf6a
- https://www.medicaltourism.com/mti/home
- https://www.jointcommissioninternational.org/about-jci/accredited-organizations/
- https://russiamedtravel.ru/
- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98622/0fed263c29c92c4ca2873e709011d0299650858b/#dst100011
- http://www.baiksez.ru/investor/benefits
- http://council.gov.ru/events/news/117905/
- https://www.vedomosti.ru/press_releases/2022/05/17/predlozhenie-profsoobschestva-ob-otmene-tamozhennih-poshlin-podderzhano-pravitelstvom-rossii
- https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/medturizm