Cемнадцатая часть наших предложений кратко посвящена идее создания в России привлекательной и конкурентоспособной системы высшего и среднего специального образования, которая поможет усилить общую и инвестиционную привлекательность России.
На данный момент
Мы считаем, что в России можно в кратчайшие сроки создать образовательную среду, которая станет одной из самых привлекательных и конкурентных в мире. Для этого мы предлагаем ввести в России сроком на 30 лет налоговые льготы для российских и иностранных вузов, открывающихся в специально выделенных для этого «студенческих городах», а именно установить налоговые ставки практически равные нулю на все виды налогов, связанных с образовательной деятельностью данных вузов (в том числе освободить от уплаты налогов на имущество и землю, чтобы у собственников вузов не было сдерживающего фактора строить просторные и комфортабельные образовательные и спортивные сооружения), а также сделать нулевые ставки на заработную плату и доходы академического и административного персонала данных учебных заведений. Предлагаем основным условием для данного освобождения от уплаты налогов рассматривать оборот, полученный от обучения иностранных граждан. Необходимо будет определить финансовый порог, который позволит сохранить существующий рынок образовательных услуг.
В 2013 году в России обучалось 3% от общего количества иностранных студентов. В свою очередь в США получали образование 19% от числа всех иностранных студентов в мире, в Великобритании 10%, в Австралии 6%, во Франции 6%, в Германии 6%. Мы считаем, что благодаря предлагаемым мерам, доля иностранных студентов со всего мира в России может достичь лидирующих позиций.
За счет предлагаемых льгот, иностранные вузы будут заинтересованы открывать свои филиалы именно в России2, перевести часть своих кадров в Россию, и предлагать будущим студентам проходить обучение в филиалах иностранных вузов в России. Мы считаем, что у иностранных вузов возникнет сильный интерес к созданию своих «центров прибыльности и денежных потоков» на территории России. Соответственно, иностранные вузы смогут обеспечить в России лучшее в мире соотношение цены и качества при получении высшего образования, что и станет основополагающим фактором для привлечения студентов со всего мира.
«Студенческие города»3 мы предлагаем создать в России в
Мы уверены, что в первую очередь такое обучение в вузах, расположенных на территории России, будет интересно для студентов из Восточной Европы, СНГ, Индии, Китая, стран Ближнего Востока и Африки. Позднее, когда данный рынок образования в России будет сформирован, подтянутся и вузы первой величины (так называемые топ вузы), которые привлекут к себе дополнительное внимание студентов из Англии, Западной Европы, ОАЭ, США, Южной Кореи и Японии, а также детей Российской элиты.

Обращаем внимание, что первоначально иностранным учащимся российских вузов выдается виза на 3 месяца. В дальнейшем её необходимо продлевать в территориальном управлении Федеральной миграционной службы России. Там выдают многократную визу на один год, в течение которого можно находиться в России, выезжать и возвращаться обратно. После окончания этого срока визу необходимо снова продлевать на 1 год и так постоянно до конца обучения4. Данная практика является недостатком, т.к. иностранные студенты вынуждены тратить время на бюрократические процедуры связанные с получением визы. Для примера, в США студенческая виза
Согласно законодательству РФ, иностранным студентам не нужно никаких разрешений, если они работают в университетах (или организациях, принадлежащих университетам) или во время каникул, либо необходимо получать отдельное рабочее разрешение на работу. Мы предлагаем упростить административные барьеры и предоставить полное право иностранным студентам быть трудоустроенными, вне зависимости от времени и места работы и без необходимости получения рабочего разрешения. Например, страны Евросоюза, выдавая студентам вид на жительство для получения высшего образования, автоматически выдают разрешение на работу.
Несмотря на то, что основной целевой аудиторией новых вузов будут иностранные студенты, мы уверены, что обучение в них будет популярным и среди российских студентов, т.к. им не придётся уезжать за пределы России для обучения в иностранных вузах, что повлечёт существенную экономию их средств на проживание и питание5.
Открытие новых вузов потребует создания соответствующей инфраструктуры6. Очевидно, что формирование инфраструктуры потребует привлечения подрядных и снабжающих организаций. Соответственно, для ускорения и удешевления данного процесса, мы предлагаем полностью освободить от всех налогов и сборов доходы данных организаций на период строительства новых вузов и введения в эксплуатацию соответствующей инфраструктуры, а также отменить таможенные платежи и сборы на поставляемое оборудование в течение всего периода льготного налогообложения.
С запуском данного проекта автоматически произойдёт естественный рост предпринимательской активности в сопутствующих сферах среднего бизнеса (книжные магазины, гостиницы, магазины мобильной связи, кинотеатры, ночные клубы и т.д.) и мелкого предпринимательства (кафе, киоски фастфуда, аппараты пополнения счетов, сдача в аренду недвижимости, бары, пиццерии и т.д.). Одновременно с этим произойдёт развитие транспортной сферы, а также частных охранных структур. Кроме того, будет развиваться сфера медицинского страхования, пользующаяся популярностью среди иностранных граждан.
Родные и близкие каждого студента, даже единожды посетив Россию, повлияют на всплеск интереса к стране в целом, а иностранные студенты, возвращаясь в свои родные страны, будут рассказывать о России своим знакомым, друзьям, коллегам, вкладывая свою лепту в создание положительного имиджа России и, соответственно, в рост индустрии туризма в стране.
Создавая сегодня возможность получения современного образования на территории России, мы создаём не только новые возможности для бизнеса, но также позволим гражданам России, которые закончат данные вузы, быть конкурентными с их сверстниками из западных стран. Кроме того, современные молодые специалисты, окончившие такие вузы, будут очень востребованы при трудоустройстве в рамках проектов, которые предлагаются нами для развития в соответствии с предложениями, указанными в предыдущих частях.
Благодаря данным предложениям государство получит:
•открытие новых вузов и их филиалов в регионах, ощущающих нехватку инвестиций7, а также решение социальных проблем и неудобств по отсутствию инфраструктуры в небольших городах путём трансформирования их в студенческие города;
•переформатирование и увеличение конкурентоспособности текущих образовательных учреждений, с учетом прихода ведущих образовательных учреждений со всего мира;
•приток дополнительного квалифицированного академического персонала, а также создание новых рабочих мест из местных кадров в образовательной среде;
•существенный приток иностранных студентов;
•возможность для российских студентов обучаться в новых вузах, в том числе в филиалах топ вузов, не покидая Россию;
•дополнительный приток туристов;
•соприкосновения иностранных студентов с русской культурой и изучения русского языка и литературы;
•предоставление возможностей компаниям, осуществляющим бизнес в России, в выборе самых талантливых выпускников новых вузов;
•дополнительные налоговые поступления от других сфер бизнеса, активизировавших свою деятельность, благодаря появлению иностранных студентов, а также создание дополнительных рабочих мест ввиду увеличения спроса.
Кроме того, иностранные студенты, получившие образование в России, вернувшись на родину, на протяжении всей своей жизни сохранят хорошее отношение к россиянам и лояльность к России. Также, возможно, в будущем такие студенты решат заняться бизнесом прямо или косвенно связанным с Россией.
Таким образом, Россия сможет зарабатывать не только на промышленности, сельском хозяйстве, туризме, современных технологиях, медицинском туризме, но и на образовательных процессах.
_____________________________________________________
1Из топ 100 лучших вузов мира, 30 вузов находятся в США, и около 20 вузов находятся в Великобритании.
2Западные образовательные учреждения в большинстве своем действуют как корпорации и заинтересованы поддерживать свою доходность. Например, операционная прибыль Гарвардского Университета за 2015 г. составила 62 млн. долларов США, а чистые активы увеличились на сумму 1,4 млрд. долларов США. Общая сумма активов фонда университета составляет 37 млрд. долларов США.
3Согласно рейтингу городов России по числу вузов https://www.unipage.net/en/cities_student_russia, Самара занимает
4http://studyinrussia.ru/life-in-russia/arriving-in-russia/visa/
5По данным ЮНЕСКО за 2013 год, 50 642 российских граждан обучается за рубежом.
6Основные здания корпусов, лабораторий, общежития, столовые, спортивные комплексы, медицинские пункты и т.д.
7По данным Росстата за 2014/2015 учебный год, иностранных абитуриентов в России ждут 950 университетов в 85 регионах страны (из них 548 государственных и 402 частных). Соответственно в случае реализации наших предложений количество частных вузов возрастет. При этом это не представляет никакой угрозы в целом для образовательной системы в России, т.к. в мире в большинстве своем именно частные вузы занимают верхние строчки рейтингов учебных заведений.