Москва - международный финансовый центр

Восемнадцатая часть наших предложений кратко посвящена идее создания в России Международного финансового центра.

Сегодня российские законодатели имеют больше свободы, в отличие от своих европейских коллег. Законодатели европейских стран, зачастую связанные жесткими финансовыми обязательствами, не только не могут в принципе снизить налоговые ставки, но в преддверии опасности возможного дефолта ещё и вынуждены усиливать налоговое бремя, отменяя свои же предыдущие решения и ставя под серьёзную экономическую угрозу финансовую стабильность доверившихся им иностранных компаний. Например, в свое время впечатляющие налоговые льготы были предоставлены компании Apple правительством Ирландской Республики в обмен на создание множества рабочих мест на территории этого государства1. В результате эффективная налоговая ставка в период как минимум с 2003 по 2013 год, по словам менеджеров самой компании Apple, не превышала 2 процентов. Но в 2014 году Европейский Союз обвинил Ирландию в заключении с компанией Apple соглашений по налоговым льготам, которые противоречат нормам ЕС, заявив, что сделки между Apple и Ирландией в 1991 и 2007 годах обеспечили IT-корпорации государственную помощь, несовместимую с правилами внутреннего рынка Европы. В августе 2016 Брюссель выписал Apple рекордный для Европы налоговый штраф на сумму €13 млрд, посчитав, что компания длительное время пользовалась незаконной государственной поддержкой Ирландии.2

Россия обязана использовать возникший, благодаря таким одиозным решениям, подрыв доверия крупного бизнеса к странам Европейского Союза. И несмотря на то, что в глазах международного экспертного сообщества перспективы возникновения в данный момент в России Международного финансового центра выглядят не совсем реалистично, именно сегодня необходимо найти свою уникальную нишу. И такой уникальной нишей, по мнению ряда экспертов, могло бы стать обслуживание товарного и связанного с ним фондового транзита по оси Европа-Юго-Восточная Азия, а также финансовое обслуживание трансферта технологий и миграционных потоков. Тем более, что появление в России такого МФЦ приостановило бы неизбежную экспансию глобальных МФЦ в соседствующие с Россией страны с развивающимися экономиками и приостановило бы расширение зон их финансового влияния. В результате отдельные национальные финансовые рынки будут либо сами трансформироваться в МФЦ, либо будут входить в зону влияния уже существующих глобальных центров – в нашем случае – в зону влияния России.

В предыдущих семнадцати частях речь шла о тех изменениях, которые можно и нужно произвести в России в кратчайшие сроки с целью улучшения экономической ситуации и инвестиционного климата в стране. В случае реализации всех наших предложений, следующим ответственным шагом должно стать создание в России Международного финансового центра, тем более что некоторые шаги в данном направлении уже проделаны: приняты анти-инсайдерские законы, упрощены процедуры эмиссии ценных бумаг, создан центральный депозитарий.3 Задача-минимум - остановить из страны отток российского и иностранного капиталов, стать для инвесторов на порядок привлекательней, чем остальные страны мира, чтобы инвесторам захотелось не просто заработать и вывести деньги, а оставить их в России. Задача-максимум – стать лучшим Международным финансовым центром, чтобы инвесторы старались завести и разместить свои средства на многие десятки лет.

Для формирования Международного финансового центра, способного обслуживать возрастающие мировые потоки капитала между международными, региональными и национальными финансовыми рынками, необходимо наличие дополнительных параметров:

• стабильная валюта;

• эффективно функционирующая банковская система и фондовая биржа;

• диверсификация экономики;

• высокоразвитая инфраструктура для обеспечения национальных и международных валютных, кредитных и финансовых операций;

• привлекательные налоговые условия, проведение налоговой реформы, либеральное налоговое законодательство;

• эффективное регулирование биржевой деятельности;

• благоприятный деловой и инвестиционный климат;

• упрощённые системы регистрации и оформления сделок;

• развитая судебная система с обеспечением защиты прав собственности, эффективным регулированием и правоприменением;

• минимальный уровень бюрократии и коррупции;

• улучшение ситуации с общественной безопасностью;

• наличие профессиональных кадров, специализирующихся в области финансов, эффективной системы подготовки, переподготовки и аттестации персонала;

• макроэкономическая стабильность;

• создание общей инфраструктуры (дороги, аэропорты, ЖКХ), развязывание узла транспортных проблем;

• наличие современной правовой системы (проведение юридических реформ);

• улучшение экологии.

Реализация всех предыдущих 17 частей и приведёт к возникновению всех вышеуказанных параметров, а также создаст все необходимые предпосылки для успешного и скорейшего воплощения идеи создания в России Международного финансового центра4, который сможет в кратчайшие сроки занять лидирующее место, а в последствие станет Глобальным финансовым центром.5 В мире насчитывается множество банков, страховых организаций, компаний управляющих активами и прочих участников финансового рынка с активами, превышающими триллионы долларов США. Большинство данных организаций можно заинтересовать стать активными участниками МФЦ Москвы и перевести свои подразделения, отвечающие за бизнес в Европе, Центральной Азии и Ближнем Востоке в Москву.

МОСКВА - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР

Для этого предлагаем создать на территории МФЦ Москвы режим свободы и льготного благоприятствования для финансовых организаций, их акционеров и сотрудников (далее по тексту «Целевая аудитория»), который будет действовать в течение 30-50 лет и включать в себя:

1)Возможность выбора и применения иностранной юрисдикции. Важно обеспечить, чтобы Целевая аудитория находилась в полном комфорте на территории Москвы, как если бы она находилась в любом из лидирующих мировых финансовых центров. В первую очередь это касается гарантий защиты прав Целевой аудитории. Формирование в России совершенной судебной системы, механизмов защиты прав может занять существенное время и не гарантирует идеальное функционирование. Несмотря на какие-либо условия, не будет масштабного притока инвесторов, если не защитить их права. Поэтому, предлагаем предусмотреть возможность использования иностранных судов для рассмотрения гражданских, уголовных и административных дел.

МФЦ Москвы сразу же достигнет преимуществ с точки зрения защиты интересов, которые имеют Лондон, Нью-Йорк и прочие, когда будет рассматривать дела по приемлемому иностранному праву (например, английскому) иностранным (например, английским) судом.

В случае наличия гражданских споров, Целевой аудитории будет предоставлена возможность передать спор на рассмотрение в суд любой нейтральной страны. Например, если спор возник между американской и китайской стороной, то спор можно передать на рассмотрение в английский суд или любой иной суд, кроме судов находящихся под юрисдикцией США и Китая. При этом сторонам не запрещено передать спор на рассмотрение в российские суды. Главное, чтобы соблюдался принцип свободы выбора и нейтралитета.

При наличии любого уголовного преследования иностранный гражданин вправе выбрать, что расследование преступления будет проведено правоохранительными органами гражданства такого лица, за исключением случая, если данное лицо является гражданином страны, находящейся в «черном списке» FATF6 или иных стран, имеющих высокий уровень коррупции (далее по тексту «Запрещённые страны»). Соответственно такое лицо будет выдано своей стране с даты начала расследования, за исключением Запрещённых стран.

Если иностранное лицо является гражданином Запрещённой страны, то существуют риски субъективного рассмотрения уголовного дела и отбывания наказания (если применимо) в Запрещённой стране. Поэтому у такого лица будет возможность выбрать любую страну из списка рекомендуемых стран в отношении проведения расследования уголовного дела и отбывания наказания (если применимо). В список рекомендуемых стран предлагается включить страны - участники ОЭСР7.

В отношении административных дел предлагается использовать аналогичный подход, как по уголовным делам.

2)Налоговые льготы для Целевой аудитории:

• ставка налога на прибыль в размере 1%;

• обязательные отчисления из фонда оплаты труда в размере 1%;

• отсутствие налога на недвижимое имущество;

• отсутствие налога на вознаграждение и проценты;

• налог на доходы физических лиц 1%.

При этом сотрудники финансовых организаций должны находиться на территории России (не менее 180 дней в году, чтобы к ним применялась льгота в части налогов8).

3)Полную гибкость и свободу в отношении сделок с финансовыми инструментами, отсутствие регулирования со стороны законодательства РФ;

4)Мораторий на проведение проверок Целевой аудитории;

5)Безвизовый режим для всех акционеров и сотрудников (и членов их семей) финансовых организаций, за исключением граждан стран, входящих в «черный список» FATF, а также отсутствие ограничений по количеству нанимаемых иностранных сотрудников;

6)Возможность заключения сделок между участниками МФЦ Москвы в любой валюте, в том числе в криптовалюте (например, биткоины);

7)Отсутствие требований по декларированию при ввозе денег;

8)Отменить режим регистрации валютных операций, перевести валютный контроль в формат ежеквартальных уведомлений.

Для того, чтобы любым частным лицам было выгодно размещать деньги через МФЦ Москвы, доходы граждан от такой прибыли облагать 0% ставкой.

Учитывая, что в рамках развития любого финансового центра автоматически предполагается увеличение объема работ высококвалифицированных юридических, аудиторских, бухгалтерских, консалтинговых услуг, данные компании значительно увеличат поступления в бюджет в виде налоговых отчислений при сохранении существующего налогового режима.

Появление в России самостоятельного финансового центра международного масштаба станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности её экономики, роста влияния в мире, предоставит реальную возможность развернуть глобальные потоки капитала в сторону России, создаст необходимые предпосылки для ускоренного наращивания инвестиционного потенциала и превращения национальной денежной единицы в одну из мировых резервных валют.

_____________________________________________________

В Ирландии ставка является минимальной среди стран Западной Европы. Из-за этого американские компании предпочитают ее для ведения бизнеса в Европейском регионе.

В 2015 году сеть кофеен Starbucks получила указание доплатить €30 млн налогов в Нидерландах. В январе 2016 года европейский регулятор постановил, что правительство Бельгии должно взыскать €700 млн незаконных налоговых льгот с 35 компаний, включая Anheuser-Busche InBev и BP. Продолжается расследование, инициированное ЕС, в отношении налоговых соглашений Amazon.com Inc. и McDonald's Corp. с властями Люксембурга. В Италии Google обвинили в неуплате налогов в период с 2008 по 2013 год и назначили штраф в €300 млн. В Великобритании с компании договорились взыскать £130 млн ($185,4 млн), а также обязали IT-гиганта уплачивать более высокую налоговую ставку в будущем. Ко всему прочему дело о злоупотреблении Google доминирующим положением на европейском рынке услуг Интернет-поиска расследуется с 2010 года, и, по информации Reuters, Google рискует заплатить штраф в размере €3 млрд.

Концепция создания Международного финансового центра была разработана Минэкономразвития России в 2008 году, а в апреле 2010 года Дмитрием Медведевым была создана специальная рабочая группа. Реализация данного проекта, как было объявлено в конце июня 2015 года Руководителем Центрального банка Э.Набиуллиной, была временно отложена.

Согласно рейтингу по версии Long Finance, выпущенному в июне 2016 г., лидирующими финансовыми центрами в мире являются Лондон, Нью-Йорк, Сингапур, Гонконг и Токио.

Глобальный финансовый центр - представляет собой значительную концентрацию финансовых институтов, выступающих как связующие звенья между участниками финансовой сферы мирового, национального и регионального уровня.

FATF - межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Россия является участником FATF.

ОЭСР – Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), куда входят 34 страны.

Общепризнанным фактом является то, что основным вознаграждением для банкиров являются бонусы. Соответственно, если банкир получит более $1 млн. бонусов за год, то налог в МФЦ Москвы составит всего $ 10 тыс., в отличие, например, от Нью-Йорка, где налог на аналогичный бонус составит $350 тыс. (т.е. 35% от бонуса).

Язык
ru
Номер части (без пробелов, через точку)
18
category
Инвестиции