Восемнадцатая часть наших предложений кратко посвящена идее создания в России Международного финансового центра.
Сегодня российские законодатели имеют больше свободы, в отличие от своих европейских коллег. Законодатели европейских стран, зачастую связанные жесткими финансовыми обязательствами, не только не могут в принципе снизить налоговые ставки, но в преддверии опасности возможного дефолта ещё и вынуждены усиливать налоговое бремя, отменяя свои же предыдущие решения и ставя под серьёзную экономическую угрозу финансовую стабильность доверившихся им иностранных компаний. Например, в свое время впечатляющие налоговые льготы были предоставлены компании Apple правительством Ирландской Республики в обмен на создание множества рабочих мест на территории этого государства1. В результате эффективная налоговая ставка в период как минимум с 2003 по 2013 год, по словам менеджеров самой компании Apple, не превышала 2 процентов. Но в 2014 году Европейский Союз обвинил Ирландию в заключении с компанией Apple соглашений по налоговым льготам, которые противоречат нормам ЕС, заявив, что сделки между Apple и Ирландией в 1991 и 2007 годах обеспечили
Россия обязана использовать возникший, благодаря таким одиозным решениям, подрыв доверия крупного бизнеса к странам Европейского Союза. И несмотря на то, что в глазах международного экспертного сообщества перспективы возникновения в данный момент в России Международного финансового центра выглядят не совсем реалистично, именно сегодня необходимо найти свою уникальную нишу. И такой уникальной нишей, по мнению ряда экспертов, могло бы стать обслуживание товарного и связанного с ним фондового транзита по оси
В предыдущих семнадцати частях речь шла о тех изменениях, которые можно и нужно произвести в России в кратчайшие сроки с целью улучшения экономической ситуации и инвестиционного климата в стране. В случае реализации всех наших предложений, следующим ответственным шагом должно стать создание в России Международного финансового центра, тем более что некоторые шаги в данном направлении уже проделаны: приняты
Для формирования Международного финансового центра, способного обслуживать возрастающие мировые потоки капитала между международными, региональными и национальными финансовыми рынками, необходимо наличие дополнительных параметров:
• стабильная валюта;
• эффективно функционирующая банковская система и фондовая биржа;
• диверсификация экономики;
• высокоразвитая инфраструктура для обеспечения национальных и международных валютных, кредитных и финансовых операций;
• привлекательные налоговые условия, проведение налоговой реформы, либеральное налоговое законодательство;
• эффективное регулирование биржевой деятельности;
• благоприятный деловой и инвестиционный климат;
• упрощённые системы регистрации и оформления сделок;
• развитая судебная система с обеспечением защиты прав собственности, эффективным регулированием и правоприменением;
• минимальный уровень бюрократии и коррупции;
• улучшение ситуации с общественной безопасностью;
• наличие профессиональных кадров, специализирующихся в области финансов, эффективной системы подготовки, переподготовки и аттестации персонала;
• макроэкономическая стабильность;
• создание общей инфраструктуры (дороги, аэропорты, ЖКХ), развязывание узла транспортных проблем;
• наличие современной правовой системы (проведение юридических реформ);
• улучшение экологии.
Реализация всех предыдущих 17 частей и приведёт к возникновению всех вышеуказанных параметров, а также создаст все необходимые предпосылки для успешного и скорейшего воплощения идеи создания в России Международного финансового центра4, который сможет в кратчайшие сроки занять лидирующее место, а в последствие станет Глобальным финансовым центром.5 В мире насчитывается множество банков, страховых организаций, компаний управляющих активами и прочих участников финансового рынка с активами, превышающими триллионы долларов США. Большинство данных организаций можно заинтересовать стать активными участниками МФЦ Москвы и перевести свои подразделения, отвечающие за бизнес в Европе, Центральной Азии и Ближнем Востоке в Москву.

Для этого предлагаем создать на территории МФЦ Москвы режим свободы и льготного благоприятствования для финансовых организаций, их акционеров и сотрудников (далее по тексту «Целевая аудитория»), который будет действовать в течение
1)Возможность выбора и применения иностранной юрисдикции. Важно обеспечить, чтобы Целевая аудитория находилась в полном комфорте на территории Москвы, как если бы она находилась в любом из лидирующих мировых финансовых центров. В первую очередь это касается гарантий защиты прав Целевой аудитории. Формирование в России совершенной судебной системы, механизмов защиты прав может занять существенное время и не гарантирует идеальное функционирование. Несмотря на какие-либо условия, не будет масштабного притока инвесторов, если не защитить их права. Поэтому, предлагаем предусмотреть возможность использования иностранных судов для рассмотрения гражданских, уголовных и административных дел.
МФЦ Москвы сразу же достигнет преимуществ с точки зрения защиты интересов, которые имеют Лондон,
В случае наличия гражданских споров, Целевой аудитории будет предоставлена возможность передать спор на рассмотрение в суд любой нейтральной страны. Например, если спор возник между американской и китайской стороной, то спор можно передать на рассмотрение в английский суд или любой иной суд, кроме судов находящихся под юрисдикцией США и Китая. При этом сторонам не запрещено передать спор на рассмотрение в российские суды. Главное, чтобы соблюдался принцип свободы выбора и нейтралитета.
При наличии любого уголовного преследования иностранный гражданин вправе выбрать, что расследование преступления будет проведено правоохранительными органами гражданства такого лица, за исключением случая, если данное лицо является гражданином страны, находящейся в «черном списке» FATF6 или иных стран, имеющих высокий уровень коррупции (далее по тексту «Запрещённые страны»). Соответственно такое лицо будет выдано своей стране с даты начала расследования, за исключением Запрещённых стран.
Если иностранное лицо является гражданином Запрещённой страны, то существуют риски субъективного рассмотрения уголовного дела и отбывания наказания (если применимо) в Запрещённой стране. Поэтому у такого лица будет возможность выбрать любую страну из списка рекомендуемых стран в отношении проведения расследования уголовного дела и отбывания наказания (если применимо). В список рекомендуемых стран предлагается включить страны - участники ОЭСР7.
В отношении административных дел предлагается использовать аналогичный подход, как по уголовным делам.
2)Налоговые льготы для Целевой аудитории:
• ставка налога на прибыль в размере 1%;
• обязательные отчисления из фонда оплаты труда в размере 1%;
• отсутствие налога на недвижимое имущество;
• отсутствие налога на вознаграждение и проценты;
• налог на доходы физических лиц 1%.
При этом сотрудники финансовых организаций должны находиться на территории России (не менее 180 дней в году, чтобы к ним применялась льгота в части налогов8).
3)Полную гибкость и свободу в отношении сделок с финансовыми инструментами, отсутствие регулирования со стороны законодательства РФ;
4)Мораторий на проведение проверок Целевой аудитории;
5)Безвизовый режим для всех акционеров и сотрудников (и членов их семей) финансовых организаций, за исключением граждан стран, входящих в «черный список» FATF, а также отсутствие ограничений по количеству нанимаемых иностранных сотрудников;
6)Возможность заключения сделок между участниками МФЦ Москвы в любой валюте, в том числе в
7)Отсутствие требований по декларированию при ввозе денег;
8)Отменить режим регистрации валютных операций, перевести валютный контроль в формат ежеквартальных уведомлений.
Для того, чтобы любым частным лицам было выгодно размещать деньги через МФЦ Москвы, доходы граждан от такой прибыли облагать 0% ставкой.
Учитывая, что в рамках развития любого финансового центра автоматически предполагается увеличение объема работ высококвалифицированных юридических, аудиторских, бухгалтерских, консалтинговых услуг, данные компании значительно увеличат поступления в бюджет в виде налоговых отчислений при сохранении существующего налогового режима.
Появление в России самостоятельного финансового центра международного масштаба станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности её экономики, роста влияния в мире, предоставит реальную возможность развернуть глобальные потоки капитала в сторону России, создаст необходимые предпосылки для ускоренного наращивания инвестиционного потенциала и превращения национальной денежной единицы в одну из мировых резервных валют.
_____________________________________________________
1 В Ирландии ставка является минимальной среди стран Западной Европы.
2 В 2015 году сеть кофеен Starbucks получила указание доплатить €30 млн налогов в Нидерландах. В январе 2016 года европейский регулятор постановил, что правительство Бельгии должно взыскать €700 млн незаконных налоговых льгот с 35 компаний, включая
3 Концепция создания Международного финансового центра была разработана Минэкономразвития России в 2008 году, а в апреле 2010 года Дмитрием Медведевым была создана специальная рабочая группа. Реализация данного проекта, как было объявлено в конце июня 2015 года Руководителем Центрального банка Э.Набиуллиной, была временно отложена.
4 Согласно рейтингу по версии Long Finance, выпущенному в июне 2016 г., лидирующими финансовыми центрами в мире являются Лондон,
5 Глобальный финансовый центр - представляет собой значительную концентрацию финансовых институтов, выступающих как связующие звенья между участниками финансовой сферы мирового, национального и регионального уровня.
6 FATF - межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Россия является участником FATF.
7 ОЭСР – Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), куда входят 34 страны.
8 Общепризнанным фактом является то, что основным вознаграждением для банкиров являются бонусы. Соответственно, если банкир получит более $1 млн. бонусов за год, то налог в МФЦ Москвы составит всего $ 10 тыс., в отличие, например, от