В пятой части нами было предложено ввести «сбор против пробок» в Москве. Этот раздел девятнадцатой части посвящен актуализации этой идеи.
Согласно рейтингу TomTom Traffic Index в 2020 году Москва заняла первое место в мире по загруженности автомобильных дорог. Еще три города России входят в первую двадцатку: Новосибирск (на 9-м месте), Санкт-Петербург (на 12-м месте) и Самара (на 20-м)1. С каждым годом ситуация на дорогах мегаполисов страны ухудшается из-за стремительного роста количества автомобилей. Проблема пробок в столице в ближайшем будущем и, вероятно, в других городах позднее, начнет приобретать катастрофический характер, если не предпринимать радикальные меры.
Несмотря на колоссальные усилия Правительства Москвы в постоянной модернизации транспортной системы столицы, к сожалению, как показал опыт, без искусственного принудительного снижения траффика проблему решить будет невозможно.

Проблему дорожных заторов может решить введение платы за въезд, так называемого «сбора против пробок». Идея платного въезда в столицу публично обсуждалась еще в 2014 году, департаментом транспорта Москвы тогда изучался аналогичный опыт других городов2. К 2021 году проблема усугубилась, зато возможностей успешной реализации стало больше в связи с развитием технологий и накопленным за это время зарубежным опытом.
Для Москвы может быть показателен пример Лондона. В конце 90-х и в начале 2000-х годов Лондон был в лидерах по пробкам в мире, дороги были загружены до предела. Повышение цен на парковку и схемы одностороннего движения не решали проблему. В 2003 году мэрия ввела платный въезд в центр в будни с 7 до 19 часов в размере 5 фунтов. Данная мера сразу позволила ощутимо разгрузить Лондон от заторов, а вложения в технологии окупились за два года. С тех пор ежегодно многомиллионный доход от сбора против пробок инвестируется в развитие транспортной инфраструктуры города, которая сейчас является одной из лучших в мире. На сегодняшний день мегаполис занимает 49 место в рейтинге TomTom Traffic Index, а базовая стоимость проезда в центральные районы города с 07:00-22:00 составляет 15 фунтов (1 500 рублей) в день (каждый день, кроме Рождества)3.
Мы предлагаем поэтапно ввести «сбор против пробок» в Москве.
Предлагаем выделить из бюджета средства для установки в платной зоне механизмы видеофиксации, интегрированные с базами данных транспортных средств и платежными системами. Такие технологии используются в Лондоне, Дубае и многих других городах и позволяют в автоматическом режиме, без шлагбаумов и создания помех потоку машин, выставлять счет на оплату либо списывать платеж с предоплаченного счета. Вложения в создание такой системы со временем окупятся, и дальнейшие поступления от «сбора против пробок» будут направлены на развитие транспортной инфраструктуры.
На первом этапе мы предлагаем установить базовый тариф в размере ста рублей (по предоплате) для проезда по всей территории города, опоясанной МКАДом, установить время действия с 07:00 – 22:00, кроме выходных и праздничных дней. При этом освободить от пошлины общественный транспорт, такси, мотоциклы, автомобили экстренных служб и электромобили. Это не сильно ударит по бюджету москвичей, но, с другой стороны, даст толчок для сокращения транспортного потока. Для социально уязвимых слоев населения, например инвалидов и пенсионеров, можно предусмотреть льготы и скидки. Для граждан с высокой платежеспособностью предлагаем установить повышенный тариф, привязав его к мощности двигателя и году выпуска транспортного средства таким образом, что обладатели дорогих автомобилей будут платить больше, чем владельцы машин среднего класса4.
Изменение тарифа, зон и времени действия сбора, типов облагаемых сбором транспортных средств позволит регулировать ситуацию с пробками на дорогах.
Если действовать планомерно, то жители столицы не будут жаловаться на дополнительную финансовую нагрузку, поскольку благодаря «сбору против пробок» заметно улучшится экологическая ситуация. Для москвичей плата за проезд в городе в итоге будет выгодна, поскольку они станут гораздо меньше времени проводить в дороге, и смогут направить его на дополнительный заработок, образование или семью. Они будут поддерживать такой подход, принимая его как вынужденную меру, направленную на их благо и комфорт.
Практика платного въезда применяется в различных городах мира, таких как Сингапур, Стокгольм, Милан, Сан-Франциско и многих других. Несмотря на то, что эффективность такого метода борьбы против пробок зависит от многих факторов и доказывается в рамках конкретной среды, тем не менее все больше и больше городов в разных странах вводят платный въезд как вынужденную меру. Одним из последних примеров является Тель-Авив: власти Израиля приняли указ, согласно которому, городу дается 30 месяцев на детальную разработку проекта и установку необходимой инфраструктуры, и в 2024 году проезд в городе станет платным5.
Поскольку на подготовку и реализацию проекта могут уйти годы, а перспектив разгрузки Москвы от пробок не предвидится из-за стремительного роста транспортного потока, то действовать нужно уже сейчас.
_____________________________________
- https://www.tomtom.com/en_gb/traffic-index/ranking/
- https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2014/09/25/moskva-zakroetsya-ot-priezzhih-rublem
- https://tfl.gov.uk/modes/driving/congestion-charge
- В части 20.21 из сборника 2022 года, мы предложили таблицу коэффициентов с целью умножения суммы штрафов для водителей и владельцев дорогих автомобилей. Предлагаем разработать тарифный план для платного проезда в мегаполисах по этой же аналогии с учетом мощности двигателя и года выпуска. Это предложение опубликовано в 2022 году.
- https://en.globes.co.il/en/article-cabinet-approves-tel-aviv-congestion-charge-1001380320

Согласно пункту 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Благодарю за содержательный ответ, и прошу рассмотреть мой ответ на приведенные Вами в письме аргументы.
Вы справедливо отмечаете, что согласно пункту 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц. Именно поэтому необходимо обратить внимание на факт, что автомобилисты чрезвычайным скоплением в городе создают угрозу не только своему здоровью, но и здоровью всего населения Москвы.
Основным источником загрязнения воздуха в столице является автомобильный транспорт. На его долю приходится 83% всех атмосферных выбросов1. По данным ВОЗ одна треть случаев смерти от инсульта, рака легких и сердечных заболеваний обусловлена загрязнением воздуха2. Частицы PM2.5 (компонент автомобильного выхлопа) пагубно влияют на организм человека: из-за раздражения рецепторов в дыхательных путях нарушается сердечный ритм и интенсивность дыхания, что со временем приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям3 – главной причине смерти в России. Согласно данным IQAir, концентрация PM2.5 в Москве регулярно превышает рекомендованное ВОЗ значение: например, во вторник 12.04.22 в промежутке от полудня до полуночи в воздухе находилось повышенная концентрация этих отравляющих веществ, в определенные часы более чем в 2 раза. Превышение отмечается даже в выходные дни. Этот же источник отмечает, что загрязнение воздуха стало причиной 3 900 смертей в Москве в 2021 г4.
В связи с вышеизложенным, введение платного проезда в Москву по определенным часам не противоречит Конституции, поскольку напрямую направлено на решение проблемы потери здоровья и гибели людей, в том числе и тех, кто не пользуется личным автомобилем, но вынужден испытывать все негативные последствия от загрязнителей воздуха.
Более того, по существу, мое предложение о введении платного проезда в Москве по территории, опоясанной МКАДом, является лишь частичным ограничением, то есть минимально необходимой мерой для снижения вреда. Это означает, что всегда будет существовать альтернатива платному передвижению на автомобиле в городе:
- Предусмотреть бесплатный проезд с 22:00 до 07:00, а также в выходные и праздничные дни;
- Освободить от платы общественный транспорт, такси, мотоциклы, автомобили экстренных служб и электромобили;
- Для социально уязвимых слоев населения сделать льготы.
В тех случаях, где предоставляется альтернатива, ограничение не является таковым по своей сути, поскольку запрет на перемещение не устанавливается. Это подтверждается Вашей позицией относительно платных дорог: они не являются ограничением свободы перемещения, поскольку существует альтернатива перемещения без оплаты. Точно также и предлагаемый платный проезд в Москве: у человека всегда будет возможность добраться до необходимого места альтернативным способом, не внося именно эту плату. Конституция охраняет базовое право человека в свободе перемещения, но не определяет какими методами оно может осуществляться. Важен факт, а не способ, которых может быть множество. Ведь Конституция не дает предпочтение автомобилистам: обладание транспортным средством не делает человека более свободным по сравнению с не обладающим им. Более того, регулирование транспортного потока в перегруженных городах путем платного проезда налажено во многих развитых странах, где охраняются права и свободы граждан на уровне конституции, а также в соответствии с международной конвенцией ООН по правам человека.
Поэтому я прошу Вас пересмотреть позицию о конституционности данного вопроса, а также выступить с предложением законодательно закрепить право вводить платный проезд в городах страны и разработать проект его внедрения для Москвы. Такая инициатива может стать частью «Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г» от 27 ноября 2021 г5, поскольку она станет мощным толчком к развитию общественного транспорта.
__________________
- http://www.darwinmuseum.ru/subprojects/class/retrospectiva/3_11.htm
- https://www.who.int/news-room/spotlight/how-air-pollution-is-destroying-our-health
- https://tion.ru/blog/zagryaznenie-vozdukha/
- https://www.iqair.com/russia/moscow