Сбор против пробок

В пятой части нами было предложено ввести «сбор против пробок» в Москве. Этот раздел девятнадцатой части посвящен актуализации этой идеи.

Согласно рейтингу TomTom Traffic Index в 2020 году Москва заняла первое место в мире по загруженности автомобильных дорог. Еще три города России входят в первую двадцатку: Новосибирск (на 9-м месте), Санкт-Петербург (на 12-м месте) и Самара (на 20-м)1. С каждым годом ситуация на дорогах мегаполисов страны ухудшается из-за стремительного роста количества автомобилей. Проблема пробок в столице в ближайшем будущем и, вероятно, в других городах позднее, начнет приобретать катастрофический характер, если не предпринимать радикальные меры.

Несмотря на колоссальные усилия Правительства Москвы в постоянной модернизации транспортной системы столицы, к сожалению, как показал опыт, без искусственного принудительного снижения траффика проблему решить будет невозможно.

СБОР ПРОТИВ ПРОБОК

Проблему дорожных заторов может решить введение платы за въезд, так называемого «сбора против пробок». Идея платного въезда в столицу публично обсуждалась еще в 2014 году, департаментом транспорта Москвы тогда изучался аналогичный опыт других городов2. К 2021 году проблема усугубилась, зато возможностей успешной реализации стало больше в связи с развитием технологий и накопленным за это время зарубежным опытом.

Для Москвы может быть показателен пример Лондона. В конце 90-х и в начале 2000-х годов Лондон был в лидерах по пробкам в мире, дороги были загружены до предела. Повышение цен на парковку и схемы одностороннего движения не решали проблему. В 2003 году мэрия ввела платный въезд в центр в будни с 7 до 19 часов в размере 5 фунтов. Данная мера сразу позволила ощутимо разгрузить Лондон от заторов, а вложения в технологии окупились за два года. С тех пор ежегодно многомиллионный доход от сбора против пробок инвестируется в развитие транспортной инфраструктуры города, которая сейчас является одной из лучших в мире. На сегодняшний день мегаполис занимает 49 место в рейтинге TomTom Traffic Index, а базовая стоимость проезда в центральные районы города с 07:00-22:00 составляет 15 фунтов (1 500 рублей) в день (каждый день, кроме Рождества)3.

Мы предлагаем поэтапно ввести «сбор против пробок» в Москве.

Предлагаем выделить из бюджета средства для установки в платной зоне механизмы видеофиксации, интегрированные с базами данных транспортных средств и платежными системами. Такие технологии используются в Лондоне, Дубае и многих других городах и позволяют в автоматическом режиме, без шлагбаумов и создания помех потоку машин, выставлять счет на оплату либо списывать платеж с предоплаченного счета. Вложения в создание такой системы со временем окупятся, и дальнейшие поступления от «сбора против пробок» будут направлены на развитие транспортной инфраструктуры.

На первом этапе мы предлагаем установить базовый тариф в размере ста рублей (по предоплате) для проезда по всей территории города, опоясанной МКАДом, установить время действия с 07:00 – 22:00, кроме выходных и праздничных дней. При этом освободить от пошлины общественный транспорт, такси, мотоциклы, автомобили экстренных служб и электромобили. Это не сильно ударит по бюджету москвичей, но, с другой стороны, даст толчок для сокращения транспортного потока. Для социально уязвимых слоев населения, например инвалидов и пенсионеров, можно предусмотреть льготы и скидки. Для граждан с высокой платежеспособностью предлагаем установить повышенный тариф, привязав его к мощности двигателя и году выпуска транспортного средства таким образом, что обладатели дорогих автомобилей будут платить больше, чем владельцы машин среднего класса4.

Изменение тарифа, зон и времени действия сбора, типов облагаемых сбором транспортных средств позволит регулировать ситуацию с пробками на дорогах.

Если действовать планомерно, то жители столицы не будут жаловаться на дополнительную финансовую нагрузку, поскольку благодаря «сбору против пробок» заметно улучшится экологическая ситуация. Для москвичей плата за проезд в городе в итоге будет выгодна, поскольку они станут гораздо меньше времени проводить в дороге, и смогут направить его на дополнительный заработок, образование или семью. Они будут поддерживать такой подход, принимая его как вынужденную меру, направленную на их благо и комфорт.

Практика платного въезда применяется в различных городах мира, таких как Сингапур, Стокгольм, Милан, Сан-Франциско и многих других. Несмотря на то, что эффективность такого метода борьбы против пробок зависит от многих факторов и доказывается в рамках конкретной среды, тем не менее все больше и больше городов в разных странах вводят платный въезд как вынужденную меру. Одним из последних примеров является Тель-Авив: власти Израиля приняли указ, согласно которому, городу дается 30 месяцев на детальную разработку проекта и установку необходимой инфраструктуры, и в 2024 году проезд в городе станет платным5.

Поскольку на подготовку и реализацию проекта могут уйти годы, а перспектив разгрузки Москвы от пробок не предвидится из-за стремительного роста транспортного потока, то действовать нужно уже сейчас.

_____________________________________

  1. https://www.tomtom.com/en_gb/traffic-index/ranking/
  2. https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2014/09/25/moskva-zakroetsya-ot-priezzhih-rublem
  3. https://tfl.gov.uk/modes/driving/congestion-charge
  4. В части 20.21 из сборника 2022 года, мы предложили таблицу коэффициентов с целью умножения суммы штрафов для водителей и владельцев дорогих автомобилей. Предлагаем разработать тарифный план для платного проезда в мегаполисах по этой же аналогии с учетом мощности двигателя и года выпуска. Это предложение опубликовано в 2022 году.
  5. https://en.globes.co.il/en/article-cabinet-approves-tel-aviv-congestion-charge-1001380320
Язык
ru
Номер части (без пробелов, через точку)
19.5
Ответ от гос. органа
Наименование органа
Мэрия Москвы
Изображение гос. органа
org
Ответ гос. органа
1 октября 2021 года

Согласно пункту 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Комментарий от Давыдова
14 апреля 2022 года

Благодарю за содержательный ответ, и прошу рассмотреть мой ответ на приведенные Вами в письме аргументы.

Вы справедливо отмечаете, что согласно пункту 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц. Именно поэтому необходимо обратить внимание на факт, что автомобилисты чрезвычайным скоплением в городе создают угрозу не только своему здоровью, но и здоровью всего населения Москвы.

Основным источником загрязнения воздуха в столице является автомобильный транспорт. На его долю приходится 83% всех атмосферных выбросов1. По данным ВОЗ одна треть случаев смерти от инсульта, рака легких и сердечных заболеваний обусловлена загрязнением воздуха2. Частицы PM2.5 (компонент автомобильного выхлопа) пагубно влияют на организм человека: из-за раздражения рецепторов в дыхательных путях нарушается сердечный ритм и интенсивность дыхания, что со временем приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям3 – главной причине смерти в России. Согласно данным IQAir, концентрация PM2.5 в Москве регулярно превышает рекомендованное ВОЗ значение: например, во вторник 12.04.22 в промежутке от полудня до полуночи в воздухе находилось повышенная концентрация этих отравляющих веществ, в определенные часы более чем в 2 раза. Превышение отмечается даже в выходные дни. Этот же источник отмечает, что загрязнение воздуха стало причиной 3 900 смертей в Москве в 2021 г4.

В связи с вышеизложенным, введение платного проезда в Москву по определенным часам не противоречит Конституции, поскольку напрямую направлено на решение проблемы потери здоровья и гибели людей, в том числе и тех, кто не пользуется личным автомобилем, но вынужден испытывать все негативные последствия от загрязнителей воздуха.

Более того, по существу, мое предложение о введении платного проезда в Москве по территории, опоясанной МКАДом, является лишь частичным ограничением, то есть минимально необходимой мерой для снижения вреда. Это означает, что всегда будет существовать альтернатива платному передвижению на автомобиле в городе:

  • Предусмотреть бесплатный проезд с 22:00 до 07:00, а также в выходные и праздничные дни;
  • Освободить от платы общественный транспорт, такси, мотоциклы, автомобили экстренных служб и электромобили;
  • Для социально уязвимых слоев населения сделать льготы.

В тех случаях, где предоставляется альтернатива, ограничение не является таковым по своей сути, поскольку запрет на перемещение не устанавливается. Это подтверждается Вашей позицией относительно платных дорог: они не являются ограничением свободы перемещения, поскольку существует альтернатива перемещения без оплаты. Точно также и предлагаемый платный проезд в Москве: у человека всегда будет возможность добраться до необходимого места альтернативным способом, не внося именно эту плату. Конституция охраняет базовое право человека в свободе перемещения, но не определяет какими методами оно может осуществляться. Важен факт, а не способ, которых может быть множество. Ведь Конституция не дает предпочтение автомобилистам: обладание транспортным средством не делает человека более свободным по сравнению с не обладающим им. Более того, регулирование транспортного потока в перегруженных городах путем платного проезда налажено во многих развитых странах, где охраняются права и свободы граждан на уровне конституции, а также в соответствии с международной конвенцией ООН по правам человека.

Поэтому я прошу Вас пересмотреть позицию о конституционности данного вопроса, а также выступить с предложением законодательно закрепить право вводить платный проезд в городах страны и разработать проект его внедрения для Москвы. Такая инициатива может стать частью «Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г» от 27 ноября 2021 г5, поскольку она станет мощным толчком к развитию общественного транспорта.

__________________

 
  1. http://www.darwinmuseum.ru/subprojects/class/retrospectiva/3_11.htm
  2. https://www.who.int/news-room/spotlight/how-air-pollution-is-destroying-our-health
  3. https://tion.ru/blog/zagryaznenie-vozdukha/
  4. https://www.iqair.com/russia/moscow

Chart, histogram

Description automatically generated

  1. https://docs.cntd.ru/document/727294161
Файл для кнопки "Читать полностью"
category
Экология