Эффективность работы судов

Одним из главных критериев инвестиционной привлекательности страны является развитая судебная система. Этот раздел девятнадцатой части состоит из предложений, направленных на улучшение качества работы судов в Российской Федерации.

Вопрос нагрузки российских судов и повышения их эффективности в России является актуальным многие годы.

Количество поступающих на рассмотрение дел стремительно увеличивается, в первую очередь по гражданским и административным делам. Согласно статистическим отчетам Судебного департамента Верховного Суда, в 2012 году было зарегистрировано в первой инстанции около 3 980 360 дел и материалов, а в 2017 году уже 5 821 4631. По данным Европейской комиссии по эффективности правосудия (далее EКЭП) с 2010 по 2018 год количество судей на 100 000 населения в России уменьшилось на 31,6%. Этот же источник отмечает зарплату начинающего судьи в России в сумме 15 563 евро в год. А в странах, где уровень жизни (по ВВП на душу населения) сопоставим с российским, стартовая зарплата судей оказалась ощутимо выше. Например, в Болгарии 20 196 евро, в Черногории 21 142 евро, а в Румынии 44 940 евро2.

Но даже при таком несоответствии зарплат и постоянно растущей нагрузке, квалификация и профессионализм российских судей не уступают их европейским коллегам: исходя из отчета EКЭП, по уровню информатизации и по скорости рассмотрения гражданских (в том числе коммерческих) дел, российские суды являются одними из лучших.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ СУДОВ

Очевидно, что система судопроизводства в России нуждается в улучшении, и при этом имеет все основания стать одной из лучших по всем показателям.

Для этого мы предлагаем внедрить следующие изменения:

  1. Повысить зарплату судьям всех инстанций и секретарям суда на 30%. Также внедрить схему премирования по следующим критериям:
    • сверхурочная работа в будние дни и работа в выходные дни с целью разрешить дело в максимально короткие сроки;
    • качество правосудия;
    • повышение квалификации;
    • количество рассмотренных дел на иностранном языке.

    Финансирование такого повышения зарплат и премий можно осуществить за счет увеличения штрафов для правонарушителей: подробную информацию о предлагаемых методах увеличения штрафов можно найти в части 1, 2 и 3 наших предложений. Другим источником может стать повышение судебных пошлин, которые на данный момент относительно низкие по сравнению со странами, близкими к России по уровню жизни. Наглядным показателем, используемым ЕКЭП, является сумма пошлин при взыскании долга в 3 000 евро. В России эта сумма составляет 75 евро, но, например, в Сербии она будет уже 145 евро, в Румынии 175 евро, а в Турции 207 евро. Взыскание этой же суммы долга в других странах с романо-германской правовой системой (помимо вышеуказанных) может превышать российские пошлины в 4-8 раз: например, в Латвии пошлина составит 353 евро, в Нидерландах 475 евро, а в Швейцарии 646 евро. В среднем по всем государствам-членам организации этот показатель равен 154 евро. Также показатель финансирования судов за счет судебных пошлин в России меньше среднеевропейского: только 16% расходов судопроизводства покрываются сборами (медианное значение 20%)2

  2. Внедрить практику «ночных судов» для рассмотрения мелких дел (например, нарушение ПДД, семейно-бытовые вопросы, мелкое хулиганство) в нерабочее время и вынесения решения по ним за один день. Такой подход разгрузит суды от большого потока дел и их скопления в очереди на рассмотрение. В свою очередь «ночные суды» предоставят удобства гражданам: возможность участвовать в процессах не отвлекаясь от работы и получать решения быстрее. Через работу «ночных судов» можно добиться, чтобы дело было разрешено в день его подачи. В Сингапуре «ночные суды» проводятся с 1992 года. Заседания проходят после 18:00 с понедельника по четверг3. Казахстан заимствовал эту практику у Сингапура в 2018 году и отметил тогда снижение нагрузки на судей на 50-55 дел в месяц4. «Ночные суды» также успешно функционируют в США и Великобритании. По такому же принципу в тех случаях, когда чрезмерно накапливается список дел, можно также организовывать суды ранним утром и в выходные дни.

  3. Установить пошлину на длительные судебные слушания для гражданских (в том числе и коммерческих) дел. Для этого необходимо определить «бесплатное» количество дней, которое может занимать слушание в рамках инстанции, и назначить пошлину за каждый дополнительный день/час слушания в зависимости от суммы иска. Таким образом, стороны будут мотивированы начинать слушание только в случае максимальной готовности, а любая задержка по вине истца или ответчика будет оплачиваться. Это может значительно ускорить процесс принятия решения. Подобная практика существует в Сингапуре, где, например, второй день слушаний в апелляционном суде по иску стоимостью свыше 1 000 000 будет стоить 6 000 сингапурских долларов5.

В результате такой реформы возрастет квалификация судей и их личностная мотивация к исполнению своих обязанностей, сократится вероятность коррумпированности судейского штаба и увеличится популярность этой профессии среди талантливой молодежи. Эти меры позволят ускорить судебные процессы и повысить эффективность судей, что положительно скажется на качестве принятых ими решений. Такая оптимизация работы судов будет выгодна как судьям, так и обращающимся к ним гражданам и организациям.

Все это выведет систему судопроизводства России на качественно новый уровень, что также положительно скажется и на инвестиционной привлекательности страны.

_____________________________________

Язык
ru
Номер части (без пробелов, через точку)
19.6
category
Гос Услуги