С недавнего времени смартфоны прочно закрепились в современном обществе. Согласно последним исследованиям, россияне проводят в среднем 4,3 часа в сутки в мобильных приложениях1, и эта цифра стремительно растет из года в год. Гаджеты меняют образ жизни и поведение людей. В этой части мы рассмотрим, как увеличить безопасность на дорогах, учитывая такие тенденции.
Еще в прошлом столетии было обнаружено влияние телефонов за рулем автомобиля на увеличение количества аварий, и как следствие в большинстве стран мира использование телефона во время вождения сегодня облагается штрафом. Но в последнее время становится очевидно, что смартфоны отвлекают не только водителей, но всех участников дорожного движения. Зачастую, устремив свой взгляд на экран электронного устройства в руках, по дорогам перемещаются пешеходы, велосипедисты и пользователи других средств индивидуальной мобильности (СИМ): самокаты, ролики, гироскутеры, сегвэи. Такое нарушение внимания несет в себе немалую опасность.
В 2013 году Всемирная Организация Здравоохранения отметила, что для пешеходов, которые пересекают дорогу и при этом отвлекаются на разговоры по телефону, музыку или текстовые сообщения, риск быть сбитым существенно возрастает. ВОЗ призвала во всех странах проводить интенсивные кампании с целью информирования пешеходов об опасностях использования отвлекающих устройств на проезжей части2. Исследование китайских ученых, изучавших в 2019 году поведение 4 196 пешеходов на регулируемых перекрестках в часы пик, выявило интересные факты:
- Пользователи смартфонов в два раза чаще нарушают правила перехода перекрестка, чем люди без смартфона;
- Каждый пятый пешеход со смартфоном начинает переход с опозданием, и как следствие, многие из них не успевают завершить переход вовремя;
- 12% пешеходов со смартфонами пропускают зеленый свет и вынуждены ждать дольше;
- 61% пешеходов со смартфонами не смотрят по сторонам прежде, чем начать движение, в то время как среди пешеходов без смартфона этот показатель 31%;
- Пешеходы со смартфоном перемещаются заметно медленнее, чем пешеходы без устройств.
Исследователи пришли к однозначному мнению, что использование мобильных телефонов пешеходами намного повышает риск создания аварийной ситуации3.

В разных странах власти начинают обращать внимание на вред смартфонов для пешеходов на дороге. Так в 2019 году в китайском городе Цзясин был введен штраф до 50 юань (580 рублей) за пользование мобильным телефоном и за игры и шалости при переходе дороги4. В Литве с 2018 года действует закон, согласно которому пешеходы при переходе дороги должны избегать каких-либо отвлекающих внимание действий, включая использование мобильных устройств, – за это нарушение предусмотрен штраф от 20 до 40 евро (1 700–3 400 рублей)5. Еще пару примеров можно привести из США. В 2017 году в городе Гонолулу, штат Гавайи, был введен штраф за пользование смартфоном и планшетом при переходе через дорогу в размере $15 – $35 (1 100–2 600 рублей) за первичное нарушение и до $99 (7 300 рублей) за последующие нарушения6. В городе Монтклер, штат Калифорния, с 2018 года установлен штраф $100 за первое нарушение и до $500 за последующие7.
Законодатели в разных странах видят опасность использования современных гаджетов и для велосипедистов. В июле 2019 года в Нидерландах начали штрафовать велосипедистов на 95 евро (7 900 рублей) за езду с мобильным электронным устройством в руке8. За первые 6 месяцев было выписано 21 327 таких штрафов9. В Израиле штраф за использование мобильного телефона во время езды на велосипеде составляет 1 000 шекелей (23 300 рублей)10. За это же нарушение в Германии велосипедист будет оштрафован на 55 евро (4 600 рублей)11, в Дании на 1 000 крон (11 200 рублей)12, а в Бельгии 110 евро (9 200 рублей)13.
Наезды на пешеходов остаются большой проблемой для России. Согласно актуальным данным ГИБДД, за первые 10 месяцев 2021 года на дорогах России было совершено 27 995 ДТП из-за наезда на пешеходов, в результате которых 26 169 человек получили травмы и 2 886 скончались, что составило 19% от всех травмированных и 24% от всех погибших в ДТП соответственно. То есть почти каждая четвертая смерть на дорогах с января по октябрь 2021 года – это сбитый пешеход14. Число аварий с участием велосипедистов растет в последние годы. В 2017 году было 5 247 случаев, а в 2020 году зарегистрировано уже 5 750 происшествий, в которых 368 человек погибли и 5 364 получили травмы15.
Мы предлагаем в России установить штраф за пользование мобильными электронными устройствами для пешеходов при пересечении проезжей части, а также для велосипедистов и пользователей других СИМ.
Такой шаг предупредит население об опасностях использования смартфонов на дорогах. Позиция закона будет противодействовать формированию опасной привычки, особенно среди молодого поколения. Люди будут меньше отвлекаться на разговоры, текстовые сообщения, социальные сети, видеоролики и прочие занятия во время нахождения на участках повышенной опасности. Пешеходы станут быстрее переходить дорогу, что даст преимущество автомобилистам. Штрафы, взимаемые с нарушителей, предлагаем направить на обустройство более безопасных пешеходных переходов и улучшение инфраструктуры для перемещения на СИМ в городах.
В результате таких мер число аварий с участием пешеходов и велосипедистов заметно сократится, что привнесет свой вклад в снижение смертности и травматизма на дорогах.
_____________________________________
- https://www.rbc.ru/technology_and_media/13/10/2021/6166d4d99a79479899d7e47f
- https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/79753/9789244505359_rus.pdf;jsessionid=E39E76895E8A917DEEB42ED628E8B487?sequence=10 стр 37
- https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/1687814019841838
- https://www.scmp.com/news/china/society/article/3032024/pedestrians-eastern-china-face-us7-fine-checking-mobile-phones
- http://l24.lt/raznoe/item/267444-v-litve-peshekhodam-zapretili-razgovarivat-po-telefonu-pri-perekhode-ulitsy
- https://www.bbc.com/news/world-us-canada-41746544
- https://www.businessinsider.com/montclair-ca-fines-people-for-walking-while-distracted-by-their-phone-2018-3
- https://www.dutchnews.nl/news/2019/06/leave-your-phone-in-your-pocket-and-save-yourself-a-e95-fine-new-cycling-law-comes-into-force/
- https://www.rijksoverheid.nl/ministeries/ministerie-van-justitie-en-veiligheid/nieuws/2020/02/11/circa-84-miljoen-geconstateerde-verkeersovertredingen-in-2019
- https://www.bike.org.il/cycling-laws
- https://www.thelocal.de/20200626/cycling-in-germany-these-are-the-fines-you-should-know-about/
- https://www.expatsolutions.dk/fines-for-breaking-cycling-rules/
- https://www.brusselstimes.com/news/belgium-all-news/82506/more-fines-for-cycling-while-on-the-phone-especially-in-flanders
- http://stat.gibdd.ru/
- https://pravo.ru/auto/story/230231/

СФ:
Ваше обращение, поступившее в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, рассмотрено. Информация, изложенная в нем, принята к сведению.
МВД:
Ваши обращения от 23 ноября 2021 г., от 1 декабря 2021 г., от 10 декабря 2021 г., адресованные в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, поступившие в Министерство внутренних дел Российской Федерации, рассмотрены в Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России в пределах компетенции.
Ваша информация с предложениями принята к сведению. Благодарим за проявленный интерес к вопросам обеспечения безопасности дорожного движения и активную гражданскую позицию.
Минюст:
Сообщаем, что информация, изложенная в обращениях, внимательно изучена и принята к сведению.
Выражаем признательность за активную гражданскую позицию и проявленное внимание к вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации.
Благодарю Совет Федерации, Министерство юстиции и Министерство внутренних дел за изучение и принятие к сведению моих предложений относительно введения штрафа за смартфоны для пешеходов, велосипедистов и пользователей средств индивидуальной мобильности.
ДТП с пешеходами остается одной из самых частых причин гибели россиян на дорогах. В 2021 году 3 767 человек погибли при наезде на пешеходов и 33 233 получили травмы. Каждый четвертый летальный исход на дорогах – это сбитый пешеход. При этом 2 559 смертей (или 68%) произошли по вине пешехода и 1 614 (или 32%) по вине водителей1. Для сравнения в Японии в тот год погиб 941 пешеход2, а в Италии таких случаев было около 3503. Учитывая поправку на население, в России этот показатель примерно в 3,5–4 раза выше.
Очевидно, что эта печальная статистика во многом является результатом низкой сознательности населения. Пешеходы недооценивают опасность нарушения правил и риски отсутствия концентрации на дороге. Существующих административных мер воздействия на них явно недостаточно.
Повышение внимательности пешеходов может стать одним из способов сокращения ДТП с их участием. Самым главным отвлекающим фактором в современном обществе являются смартфоны. Поэтому я предлагаю законодательно запретить любое их использование при нахождении на проезжей части и при попытке пересечь ее. Мобильные гаджеты также следует запретить и при езде на велосипеде, самокате, гироскутере и прочих индивидуальных средствах перемещения.
Поэтому я прошу Совет Федерации, МВД и Минюст обратить внимание на актуальность проблемы и разработать законопроект по установлению штрафа за использование смартфонов и иных отвлекающих устройств на дороге. Это ожидаемо приведет к пониманию важности соблюдения мер предосторожности не только водителями, но и остальными участниками дорожного движения.
К сожалению, данное предложение до сих пор находится без ответа в отношении наличия или отсутствия планов по его внедрению. А проблема безответственного использования смартфонов в зонах повышенной опасности остается не решенной.
__________________