Социальная интеграция инвалидов

Одна из самых серьезных проблем для инвалидов в России – это социально-экономическая занятость. В силу определенных сложностей с созданием особых условий труда или просто из-за предвзятого отношения многие работодатели предпочитают не трудоустраивать людей с ограниченными физическими или умственными возможностями, даже если эти ограничения не являются барьером в исполнении тех или иных функций.

В 2010 году Международная Организация Труда при ООН провела исследование проблемы занятости инвалидов в 58 странах. Россия заняла первое место по дискриминации труда между инвалидами и не инвалидами. Разрыв в уровне трудоустройства между этими двумя группами составил целых 52,7%, в то время как в десяти наиболее благоприятных странах он не превышал 12%1. С тех пор ситуация кардинально не изменилась. В 2021 году по данным Росстата лишь около 14% инвалидов, состоящих на учете в системе пенсионного фонда, работают2, в то время как общая доля занятого населения составляет 58,5%3.

Такое положение свидетельствует о том, что большиство работодателей не заинтересованы в приеме на работу инвалидов.

Российское законодательство регулирует их трудоустройство через систему квотирования, согласно которой организации с численностью штата более 100 человек обязаны принимать на работу инвалидов в количестве от 2% до 4% среднесписочной численности работников. Для компаний размером в 35–100 работников местные органы власти также могут установить квоту до 3%4. Отказ работодателя в приеме на работу в пределах установленной квоты влечет штраф в размере лишь 5 000 – 10 000 рублей5. На практике же работодатель может отказать инвалиду в приеме на работу и без штрафа, сославшись на некомпетентность или отсутствие опыта и навыков, а обжалование такого решения и восстановление своих прав на трудоустройство по квоте происходит только в судебном порядке, что является серьезным препятствием для пострадавшего. Субъекты федерации устанавливают специальные льготные налоговые режимы для компаний, деятельность которых основана на привлечении труда инвалидов. Например, в Москве, если в организации трудятся не менее 50% инвалидов, она имеет право на пониженный налог на прибыль в 12,5%6. Но этих мер недостаточно, поскольку таких компаний очень мало. Чтобы изменить ситуацию, стоит обратить внимание на успешный зарубежный опыт по созданию положительной мотивации для интеграции инвалидов в рабочие процессы работодателями.

СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ИНВАЛИДОВ

Швеция является одной из лидирующих стран в Европе и мире по интеграции инвалидов в социально-экономическую деятельность. По поручению Правительства, Статистическое управление Швеции в 2020 году провело масштабное исследование положения на рынке труда лиц с инвалидностью. Общая занятость населения в возрасте 16–64 года составила 77%. Занятость среди людей с ограниченными возможностями составила 67%. Тот же показатель, но среди людей, указавших, что инвалидность напрямую снижает их способность работать, трудоустройство составило 52%7. Такие высокие по сравнению с российскими результаты можно объяснить государственной поддержкой предпринимателей, которые устраивают в свои компании инвалидов. Любая компания в Швеции при трудоустройстве инвалида может подать заявку на субсидию, которую государственный орган выплачивает работодателю на протяжении действия трудового договора. Существует три формы субсидий, на которые может претендовать работодатель:  

  1. За развитие инвалида на рабочем месте, когда работодатель позволяет во время работы освоить профессию или посещать образовательные курсы;
  2. За предоставление инвалиду подходящего рабочего пространства и проведение адаптации на рабочем месте;
  3. За обеспечение долгосрочной поддержки и занятости с целью сохранения рабочего места за инвалидом.

Размер субсидий определяется по итогам оценки способности инвалида к работе, проводимой совместно работодателем и Государственной службой занятости Швеции. Она назначается как часть от ежемесячной заработной платы. При этом оклад должен соответствовать общепринятой стоимости оплаты труда по данной позиции в индустрии, но не превышать 20 000 крон (163 000 рублей) в месяц. Работодатель в Швеции также может подать заявку на специальный грант, если он разработал собственную программу по трудоустройству инвалидов8.

В Японии, как и в России, существует квота на трудоустройство инвалидов. Она составляет 2,2% для компаний со штатом 45,5 и более работников. На практике только около половины компаний соблюдают квоту. Зато другая часть, обязана платить ежемесячные взносы, которые идут на поддержку работы инвалидов в фирмах, перевыполняющих квоту9. В Японии бизнесмен, трудоустраивающий инвалидов, может подать заявку на разные субсидии или гранты. Например, на прохождение адаптационного курса и испытательного срока, на создание поддерживающих условий труда (гибкие часы, улучшенные отпускные, назначение супервайзера и другие), на внедрение специальных мер, оборудования и среды, подходящих для сотрудников с ограниченными возможностями. Также разработан специальный грант для малого и среднего бизнеса в размере 1,2 млн. йен (778 000 рублей), если компания впервые обучает и трудоустраивает инвалида сверх установленной законом квоты10.

Мы предлагаем в России учредить финансовую поддержку компаниям и индивидуальным предпринимателям, готовым трудоустраивать инвалидов вне обязательной квоты или сверх квоты.

Мы предлагаем на примере Швеции и Японии разработать систему выдачи целевых субсидий и грантов на мероприятия по адаптации инвалидов на рабочих местах, а также систему проверки использования выделенных средств по назначению. Также предлагаем предусмотреть специальную премию социальным работникам и сотрудникам службы занятости, если те помогли найти долгосрочную работу инвалиду и освоиться на ней.

Первоначальное финансирование такой программы ляжет на госбюджет. Но можно также привлечь и частные средства, ужесточив существующее законодательство: по примеру Японии обязать все компании, не выполняющие квоту, выплачивать ежемесячный взнос в фонд, а также поднять размер штрафов для компаний, игнорирующих это обязательство и не соблюдающих законодательство по социальной адаптации инвалидов.

Вложения из госбюджета не только принесут огромную неоценимую пользу обществу, но и со временем сполна окупятся. Благодаря этим мерам, поддержку получат не только инвалиды, но и предприниматели, особенно в сфере малого и среднего бизнеса. Повысится социальная активность среди населения. Десятки тысяч инвалидов, которые сейчас испытывают стресс и даже дискриминацию из-за сложностей в социальной адаптации, с трудом справляясь со своим недугом, получат возможность стать полноценной частью социума. Благодаря таким мерам вырастет доля социально-активного трудящегося населения, что положительно скажется на экономике страны в целом.

_____________________________________

Язык
ru
Номер части (без пробелов, через точку)
19.19
Ответ от гос. органа
Наименование органа
Администрация Президента, МИНТРУД
Изображение гос. органа
org
Ответ гос. органа

Администрация президента:

7 июня 2022 года

Для обеспечения получения Вами ответа по существу поставленного Вами вопроса Ваше обращение направлено в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Минтруд:

15 июня 2022 года

Департамент социальной защиты и социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, рассмотрев Ваше обращение, выражает признательность за Ваше желание участвовать в разработке мер, направленных на улучшение качества жизни граждан России.

Все предложения, поступающие от граждан и организаций в органы государственной власти Российской Федерации, в частности, в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, внимательно рассматриваются, изучаются и при наличии необходимых средств на их реализацию с учетом других (социальных и правовых) факторов по возможности учитываются.

Комментарий от Давыдова
31 июля 2022 года

Благодарю Министерство труда и социальных отношений за рассмотрение моих предложений, способствующих увеличению уровня занятости среди инвалидов.

Проблема интеграции инвалидов в социально-экономические отношения становится все более и более актуальной из года в год. Если в 2019 году, согласно данным Росстата, доля работающих инвалидов в общей численности инвалидов, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда, составляла 14,7%, то к 2022 году этот показатель опустился до рекордно низкого значения 13,7%1. Для сравнения этот же показатель в других странах: Германия – 30%2, Сингапур – 30,1%3, Новая Зеландия – 42,5%4, Австралия – 48%5, Швеция – 67%6.

При этом в России не существует никакой специализированной государственной программы по стимулированию организаций к созданию рабочих мест для инвалидов, кроме системы квотирования. Однако, статистика показывает, что эта система пока еще работает слабо. В 2020 году численность трудоустроенных в счет квот составила всего 3 849 человек7 из полутора миллионов работающих инвалидов.

С 1 марта 2022 года вступил в силу закон, который изменил принцип квотирования. Теперь выполнением нормы будет считаться заключение трудового договора с людьми с инвалидностью, а не просто создание рабочих мест для них, как было ранее8. Региональные власти устанавливают квоту на трудоустройство инвалидов в размере 2–4% для организаций с численностью более 100 человек и 0–3% для организаций с количеством сотрудников от 35 до 100. В целом, это положительное изменение может повысить уровень трудоустройства среди этой категории граждан. Однако на практике из-за отсутствия весомых штрафов за невыполнение нормы и слабого контроля, работодатель может уклоняться от ответственности.

Поэтому я предлагаю все предприятия, которые не выполнили квоту, не просто штрафовать на 5 000–10 000 рублей, как сейчас предусмотрено в КоАП, а обязать платить взнос в размере невыплаченной по квоте заработной платы в государственный фонд поддержки трудоустройства инвалидов. Я также предлагаю пополнить этот фонд и средствами из госбюджета, и тем самым создать систему выдачи специальных грантов компаниям, обучающим инвалида и создающим все необходимые для него условия на рабочем (по примеру Японии и Швеции).

Еще в 2020 году Президент В. Путин поставил задачу увеличить количество трудоустроенных инвалидов вдвое к 2025 году9. Я прошу Минтруд обратить внимание на мои предложения и инициировать их воплощение, поскольку это будет способствовать решению одной из важнейших социальных проблем в стране.

__________________

 
  1. https://rosstat.gov.ru/folder/13964, таблица 4.1
  2. https://www.destatis.de/EN/Press/2020/05/PE20_N026_23.html
  3. https://stats.mom.gov.sg/Pages/Infographic-Employment-Outcomes-of-Persons-with-Disabilities-2020-2021.aspx
  4. https://www.stats.govt.nz/information-releases/labour-market-statistics-disability-june-2021-quarter/
  5. https://www.aihw.gov.au/reports/disability/people-with-disability-in-australia/contents/employment
  6. https://www.scb.se/en/finding-statistics/statistics-by-subject-area/labour-market/disabled-persons/the-labour-market-situation-for-people-with-disabilities/pong/statistical-news/the-labour-market-situation-for-persons-with-disabilities/
  7. https://rosstat.gov.ru/folder/13964, таблица 4.3
  8. https://www.asi.org.ru/news/2021/07/02/putin-podpisal-zakon-s-dopolnitelnymi-garantiyami-dlya-trudoustrojstva-lyudej-s-invalidnostyu/
    https://www.pnp.ru/economics/ustanovleny-kvoty-dlya-priema-na-rabotu-invalidov.html
  9. https://rg.ru/2020/11/13/putin-rasskazal-o-planah-po-trudoustrojstvu-invalidov.html
Файл для кнопки "Читать полностью"
category
Инвалиды