Усталость за рулем

Состояние утомления является одной из самых частых причин совершения ДТП. Случаи, когда водители не справляются с управлением из-за сонливости, приводят к трагичным последствиям. В таком состоянии внимание рассеяно, скорость реакции замедляется и снижается способность принимать решения. В странах Евросоюза было отмечено, что до 25% всех аварий происходят из-за усталости1.

Вождение в состоянии утомления по своему эффекту не менее опасно, чем езда в пьяном виде. Ученые обнаружили, что 17–19 часов без сна сопоставимы по влиянию на состояние водителя, как и 0,5 промилле алкоголя в крови2.Согласно исследованиям Американской ассоциации автомобилистов недосыпание повышает риск попадания в аварию: 5–6 часов сна в течение 24 часов – в два раза, а 4-5 часов – в четыре раза3.

Но даже выспавшийся человек из-за монотонности и долгого статичного положения в кресле подвержен усталости. ГИБДД предупреждает, что чем выше скорость, тем быстрее устает водитель: так, например, на скорости 90 км/ч усталость наступает через 3,5–4 часа4. Более того, зачастую водитель может не осознавать, что он находится в утомленном состоянии. Или, наоборот, некоторые ошибочно считают, что могут полностью взбодрить себя, применяя различные методы кратковременного действия (кофеин, музыка, открытые окна и другие).

Однако, административными мерами, то есть штрафами и запретами, эту проблему не решить, поскольку невозможно измерить, как, например, в случае с алкоголем, степень усталости водителя. Поэтому только с помощью внедрения современных технологий безопасности транспортных средств можно сократить случаи ДТП из-за сонливости и их последствия.

Пример Евросоюза может быть показательным для России в этом вопросе. Европарламент утвердил требования и регламент по внедрению технологий, сберегающих жизни во время управления транспортным средством в усталом виде5:

  1. Предупреждение о сонливости и нарушении внимания (DDAW). Эта технология отслеживает бдительность водителя посредством анализа систем управления транспортным средством и его поведение, включая действия водителя. Бортовой компьютер в режиме реального времени собирает и обрабатывает данные о скорости, длительности поездки, позиции на дороге, воздействия со стороны рулевого управления. Если программа обнаруживает отклонения, присущие усталости, то выдается визуально-звуковой сигнал, предупреждающий водителя о том, что ему стоит обратить внимание на своё состояние6. За счет такой автоматики исключается фактор, когда водитель не подозревает о том, что ему стоит передохнуть, чтобы быть бдительней. 
    Усталость
  2. Система предупреждения о выезде из полосы движения (LDWS). Эта технология отслеживает движение по полосам на дорогах, где присутствует разметка. Если транспортное средство начинает отклоняться от своей полосы на 30 см на скорости 65 км/ч и выше без включенного поворотника, то система посылает минимум два из четырех сигналов: вибрационный, звуковой, визуальный или тактильный, указывающий направление непреднамеренного дрейфа7. Таким образом, это помогает водителю вернуть бдительность и не допустить случайного выезда за пределы желаемого пути. 
    Усталость
  3. Продвинутая система экстренного торможения (AEBS). Это технология, которая автоматически применяет торможение в тех случаях, когда водитель не реагирует на приближающуюся опасность столкновения. Программа анализирует разницу в скорости и расстояние до объекта впереди, и по определенному алгоритму в необходимой степени активирует тормозную систему, если возникает прямая угроза столкновения. При этом водитель получает сигнал об угрозе за 0,8 секунд до срабатывания экстренного торможения8. Такая система помогает потерявшему контроль водителю избежать аварии или снизить последствия столкновения.
    Усталость
    Принцип работы системы экстренного торможения (AEBS)
    Источник: https://www.autonews.ru/news/61e7e2ae9a794706350ab1b6

Эти защитные механизмы не берут контроль над транспортным средством, но служат лишь ассистентом водителю, вовремя подавая ему нужные сигналы тогда, когда создается угроза безопасности. Водитель всегда имеет возможность сознательно обойти любое воздействие такого помощника в тех ситуациях, когда это необходимо. Но в целом, такие технологии уже доказали свою эффективность и признаны на международном уровне решающими в борьбе со смертностью по причине вождения в состоянии утомления.

C 6 июля 2022 года в Евросоюзе перестанут вводить в эксплуатацию новые модели автомобилей без указанных выше систем безопасности. А с 7 июля 2024 года в странах ЕС перестанут регистрировать транспортные средства, не соответствующие новым стандартам9. Системы 2 и 3 из списка выше уже обязательны там для многотонных грузовиков и автобусов5.

Мы предлагаем в России по прошествии двух лет с момента издания соответствующего закона запретить постановку на учет новых автомобилей без указанных выше трех технологических функций, защищающих водителя в состоянии утомления. Также предлагаем через три года после издания закона запретить эксплуатацию грузовиков и автобусов дальнего следования, если они не оборудованы системами LDWS и AEBS.

Со временем новые автомобили, оборудованные современной системой безопасности, постепенно будут вытеснять старые, и крупногабаритный коммерческий транспорт будет создавать меньше угроз на трассах страны. По мере обновления автопарка, количество ДТП по причине потери контроля в управлении транспортным средством будет сокращаться.

В результате внедрения этого предложения смертность и травматизм на дорогах России значительно снизятся, что позволит из года в год сохранять тысячи жизней.

_____________________________________

Язык
ru
Номер части (без пробелов, через точку)
20.6
Ответ от гос. органа
Наименование органа
Минпромторг, МВД
Изображение гос. органа
org
Ответ гос. органа

МВД:

21 марта 2022 года

Приоритетными задачами законодательства в области безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья граждан, предупреждение дорожно - транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий. Работа по совершенствованию законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения ведется Госавтоинспекцией на постоянной основе.

Минпромторг:

17 марта 2022 года

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации автору и патентообладателю принадлежит исключительное право на использование охраняемых патентом изобретения, полезной модели или промышленного образца по своему усмотрению и, соответственно, авторы изобретений самостоятельно решают вопросы размещения своей интеллектуальной собственности. Тем не менее, следует отметить, что успешное внедрение изобретения возможно только тогда, когда Вы, как обладатель патента, сможете доказать потенциальным изготовителям и потребителям нового продукта реальную выгоду на всех этапах его применения.

Комментарий от Давыдова
29 апреля 2022 года

Благодарю Министерство внутренних дел и Министерство промышленности и торговли за ответ на мое предложение об обязательном оснащении автомобилей системами безопасности против вождения в утомленном виде.

На самом деле очевидно, что Правительство постоянно предпринимает различные меры по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий. Также стоит отметить, что в стране в должной мере обеспечивается поддержка новым изобретениям и инновационным проектам по развитию разных сфер промышленности, как и детально было описано в письме Минпромторга.

Вы верно отмечаете, что любое новое изобретение должно стать востребованным на всех этапах применения. Как раз поэтому я и предлагаю создать эту востребованность посредством законодательного регулирования стандартов по безопасности, предъявляемых к транспортным средствам, произведенным после начала действия закона. В этом случае в течение срока, отпущенного законом, высокотехнологичные инженерные компании будут регистрировать свои изобретения, пользуясь всеми описанными Вами преимуществами, которые предоставляет государство. Закон создаст стимул и укажет требования, которым должно соответствовать изобретение.

Стоит отметить, что предлагаемые мной системы (DDAW, LDWS, AEBS) хорошо знакомы всем специалистам автоиндустрии, поскольку автомобили с этими функциями на протяжении нескольких лет представлены на мировом и российском рынках. Это значит, что обязательная их установка при производстве автомобиля в будущем не станет препятствием для автопрома, но наоборот, придаст развитие технологиям и предпринимательству в этой сфере.

Без вмешательства со стороны государства могут понадобиться десятилетия, чтобы на большинстве автомобилей в России появились предупреждающие системы при усталости водителя. За это время по причине утомляемости за рулем погибнут и пострадают десятки тысяч россиян. Поэтому важна именно инициатива от власти, чтобы ускорить этот процесс, и таким образом спасти жизни.

Поэтому я прошу Минпромторг пересмотреть свою позицию и выступить с инициативой по внедрению новых требований к безопасности транспортных средств, чтобы применить их к автомобилям, произведенным после начала действия соответствующего закона. Существующие системы контроля усталости и предупреждения аварий в сонном состоянии совместно с имеющейся документацией международных организаций1 могут оказаться полезными в разработке технического регламента.

Предлагаемый мною закон касается только лишь запрета на регистрацию транспортного средства на территории Российской Федерации. Если оно выпущено позже установленного срока и не имеет предупредительных функций от защиты при вождении в усталом состоянии, то предлагается просто не ставить его на учет в стране. Это означает, что предварительное внесение изменений в технический регламент Таможенного Союза не потребуется. Так, например, в 2014 году стала невозможна регистрация в РФ автомобилей без системы ЭРА-ГЛОНАСС для экстренного реагирования при авариях2. Следуя примеру России, аналоги этой системы начали создаваться позже и в других странах ЕАЭС3, и ожидается, что к концу 2022 года эта система станет обязательной во всех странах-участницах4. Таким же образом Россия может стать примером во внедрении систем, направленных на сокращение аварий по причине утомления.

Если начать работу в этом направлении сейчас, то в 2030 году можно будет уже ощутить эффективность принятых мер. Эта инициатива может стать частью стратегического плана по снижению смертности и травматизма на дорогах к 2030 году в рамках Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»5.

__________

  1. Описание предлагаемых систем в официальной документации:
  2. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156189/13f1fb315c444a6e1b1429ccf22d2517d688cc25/
  3. https://informburo.kz/novosti/pokupateli-avto-v-rk-pereplachivayut-za-knopku-evak-kotoruyu-tehnicheski-nevozmozhno-ustanovit.html
    https://ru.armeniasputnik.am/20171006/analog-rossijskoj-sistemy-ehra-glonass-budet-sozdan-v-armenii-8938041.html
  4. https://www.alta.ru/laws_news/86050/
  5. https://bkdrf.ru/about/safetyroads
Файл для кнопки "Читать полностью"
category
Транспортные технологии