С момента присоединения России к рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака1 в 2008 году, государством был проведен ряд положительных реформ. Это привело к сокращению числа курильщиков в стране. Согласно концепции государственной политики противодействия потреблению табака и никотинсодержащей продукции, цель к 2035 году сократить число курильщиков до 21% (с 29% в 2018 году)2.
По оценкам специалистов Минздрава, в России средний возраст начала курения табака составляет 17–19 лет, а потребление других никотинсодержащих изделий начинается в возрасте 12–15 лет3.
В 2015 году ВОЗ провела исследование распространения табака в России среди учащихся школ в пяти городах. Было выявлено, что в среднем 15,1% детей в возрасте 13–15 лет регулярно употребляют табачную продукцию4. Среди студентов вузов и колледжей от никотиновой зависимости страдают примерно 75% юношей и 55% девушек5.
Курение приносит наибольший вред именно растущему организму. Физиологически и ментально человек формируется к 20–22 годам. Поэтому потребление сигарет, вейпов, снюсов, электронных систем нагревания табака и прочих продуктов, содержащих никотин, в юном возрасте имеет гораздо более тяжкие последствия для умственного и физического здоровья, чем для взрослых.
Более того, зависимость развивается стремительнее, и начавшим курить в подростковом возрасте во много раз сложнее бросить в дальнейшем6. По этим причинам в последнее время развитые страны обращают внимание на регулирование курения среди подростков и молодежи.

В Сингапуре с 1 января 2021 года легальный возраст на покупку, использование, владение, продажу и поставку табачной продукции был поднят с 20 лет до 21 года. Поднятие с 19 лет до 20 лет произошло 1 января 2020 года, а с 18 до 19 – 1 января 2019 года. Лицо младше 21 года, пойманное за потреблением, покупкой или хранением табака, подлежит наказанию в виде штрафа до 300 сингапурских долларов (17 000 рублей). За предоставление табака человеку, не достигшему 21 года, пособник нелегальному курению наказывается штрафом 500 долларов (28 250 рублей) и 1 000 долларов за повторное нарушение. За приобретение табака для подростков и молодежи штраф составляет 2 500 долларов (141 000 рублей) и 5 000 долларов за повторное нарушение. А за продажу людям до 21 года предприниматель будет оштрафован на 5 000 долларов (283 000 рублей), и его лицензия на реализацию табака будет приостановлена. В случае повторного нарушения штраф составит 10 000 долларов, и лицензия изымается навсегда. Любой гражданин Сингапура может сообщить о выявленном нарушении со стороны продавца, заполнив специальную форму на правительственном сайте7. Также в Сингапуре разработана Национальная программа по избавлению от никотиновой зависимости IQuit: консультанты в клиниках и в специализированных аптеках регистрируют курильщика и составляют индивидуальную программу в зависимости от его профиля, а также оказывают поддержку бросающему курить по телефону и через онлайн сообщества8. Процент курящих в Сингапуре сравнительно низкий, и применяемые меры вместе со строгостью закона приводят к дальнейшему его снижению: в 2020 году курильщиков стало 10,1% по сравнению с 10,6% в 2019 году9.
Недавний опыт США также доказывает, что повышение легального возраста для потребления никотина является одной из эффективных мер в борьбе с курением в молодом возрасте. 20 декабря 2019 года в Штатах вступил в силу закон, запрещающий продажу сигарет и других никотинсодержащих продуктов лицам младше 21 года10. Всего за один год их потребление среди учащихся школ и колледжей сократилось на 28%: с 6,2 миллионов в 2019 году до 4,47 миллионов в 2020 году11. За продажу никотиновой продукции лицу младше 21 года ритейлер получит предупреждение. Повторные нарушения грозят нарастающим штрафом от $301 до $12 045 (23 000–915 000 рублей). А если продавец попался пять и более раз в течение последних 36 месяцев на этом нарушении, то регулятор может запретить ему продажу никотинсодержащей продукции в той локации12. Чтобы избежать случаев, когда нарушающий закон продавец оправдывается тем, что клиент выглядит на 21 год, надзорный орган в США обязывает запрашивать документы у всех покупателей возрастом до 27 лет.

Чтобы сократить число курильщиков среди молодого поколения, мы предлагаем:
- Через год после издания закона поднять легальный возраст для никотинсодержащей продукции с 18 до 19 лет, через два года с 19 лет до 20 лет, а через три года до 21 года. Также через год установить административную ответственность для лиц от 18 лет, но не достигших законного возраста, за покупку, употребление и хранение никотинсодержащей продукции: за первичное нарушение назначить обязательное прохождение курса о вреде курения (для курящих курс «Как бросить курить»), за повторное нарушение назначить штраф. Все штрафы предлагаем направлять на финансирование мероприятий по профилактике курения и избавлению от никотиновой зависимости среди подростков и молодежи. Штраф станет сдерживающей мерой против контакта с табачными изделиями для совершеннолетних. А для подростков младше 18 лет угроза штрафа в будущем будет мотивировать не начинать курить вообще. По этой же причине и родители будут стремиться не допустить пристрастия к курению у своих детей. Такая четкая позиция закона покажет подросткам, что курение, а также передача и хранение сигарет, — это не признак взросления, а нарушение общественных норм. Обязательное обновление паспорта в России происходит в 20 лет13, и этот факт облегчит продавцам проверку возраста по паспорту, поскольку лицо будет более точно соответствовать фотографии в документе.
- Поднять размер штрафа за вовлечение в курение граждан, не достигших легального возраста. Сейчас штраф составляет всего 1 000–2 000 рублей, а для родителей и законных представителей 2 000–3 000 рублей14. Существующие штрафы не сопоставимы с катастрофическими последствиями таких поступков. К сожалению, это очень распространенная практика, когда взрослые люди или более старшие товарищи угощают подростков сигаретами, покупают табачные изделия для них, популяризируют употребление никотина среди молодежи или иными действиями и словами приобщают их к никотинсодержащим продуктам. Мера ответственности за такие поступки должна быть такая же, как и для граждан, незаконно продающих сигареты, то есть 20 000–40 000 рублей15.
- Для продавцов товаров, содержащих никотин, за повторное нарушение в течение 12 месяцев, помимо существующего штрафа, установить запрет на продажу никотинсодержащей продукции на 6–12 месяцев. Текущий штраф16 хотя и является сдерживающей силой, но не защищает полностью от систематического нарушения. Например, по данным исследования ВОЗ 2015 года, 53,4% курящих подростков Москвы в возрасте 13–15 лет могли беспрепятственно покупать табачную продукцию, и никто не останавливал их, несмотря на возраст17. Очевидно, что и до сих пор в стране существуют точки продаж, которые игнорируют закон. Если подростки знают место, в котором не проверяется возраст, то нужно его прикрывать, чтобы сократить каналы нелегальной продажи.
Вышеуказанные меры в совокупности приведут к следующим результатам:
- Значительно сократится число потребителей никотинсодержащей продукции среди подростков и молодежи, что приведет к сокращению случаев отставания в развитии и ранних заболеваний среди населения;
- Молодое поколение, свободное от зависимости и более здоровое физически и умственно, принесет гораздо больше пользы для развития и процветания страны;
- Сократятся экономические потери, связанные с курением и его последствиями.
Реализуя эти предложения наряду с мероприятиями стратегического плана Правительства по борьбе с курением, можно добиться достижения целевых показателей гораздо быстрее.
_____________________________________
- https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/42811/9789244591017_rus.pdf;jsessionid=8DA872027891E8154CEA80CF10DCA7C2?sequence=4
- http://government.ru/news/42129/
- https://tass.ru/obschestvo/10047335
- https://www.who.int/teams/noncommunicable-diseases/surveillance/data/russian-federation
- https://rg.ru/2018/10/24/v-rossii-vyroslo-chislo-kurilshchikov-sredi-podrostkov-i-studentov.html
- https://gorzdrav.org/blog/priznaki-nikotinovoj-zavisimosti/
- https://www.moh.gov.sg/news-highlights/details/minimum-legal-age-for-tobacco-raised-to-21-years-old-from-1-january-2021
- https://www.healthhub.sg/programmes/88/IQuit#Support
- https://seatca.org/singapores-smoking-rate-falls-to-10-1-in-2020-just-shy-of-target/
- https://www.fda.gov/tobacco-products/retail-sales-tobacco-products/tobacco-21
- https://www.cdc.gov/tobacco/data_statistics/fact_sheets/youth_data/tobacco_use/index.htm
- https://www.fda.gov/tobacco-products/compliance-enforcement-training/ctp-compliance-enforcement
- http://duma.gov.ru/news/52066/
- https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/02dd9bce8e2acfb217dac9355f32e950379ebcd7/
- https://tass.ru/obschestvo/9168457
- Продажа несовершеннолетнему табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции влечет наложение административного штрафа 20 000–40 000 рублей для граждан, 40 000–70 000 рублей для должностных лиц, 150 000–300 000 рублей для юридических лиц – КоАП 14.53 ч3.
https://base.garant.ru/12125267/1700e9c52de48356c8110aaa75a1fef3/ - https://cdn.who.int/media/docs/default-source/ncds/ncd-surveillance/data-reporting/russian-federation/russian-federation---moscow-gyts-2015-factsheet-(ages-13-15)_508tagged.pdf?sfvrsn=30d9f234_1&download=true

Таким образом, введение запрета на продажу табачной и никотинсодержащей продукции лицам, не достигшим 21 года, ущемляет конституционно установленный возрастной принцип правоспособности, ограничивает способность совершеннолетних граждан приобретать и осуществлять гражданские права, а также вступать в гражданские правоотношения, к которым относятся и отношения купли-продажи товаров...
...Комитетом запрошены статистические данные о привлечении к ответственности по статье 6.23 (Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции) и части 3 статьи 14.53 (Несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией, табачными изделиями, никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Благодарю Комитет Совета Федерации по социальной политике за положительный отзыв и готовность учесть мои предложения относительно мер по сокращению употребления никотинсодержащей продукции среди подростков и молодежи в законотворческой деятельности.
Предложение о поднятии легального возраста продажи табачных изделий звучало не раз. И позиция законодателей относительно неконституционности ограничений совершеннолетних в осуществлении их гражданских прав при приобретении товаров, содержащих никотин, вполне понятна. Но со своей стороны я все же считаю, что мои предложения не идут вразрез с законодательством, и прошу рассмотреть аргументы ниже.
Во-первых, статьи Конституции и Гражданского кодекса, которые приводит Комитет в ответе, направлены на утверждение независимости в принятии законных решений при достижении необходимого уровня зрелости. Но они не мешают законодателям устанавливать четкие границы дозволенного.
Конституция гласит, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Следовательно, при наступлении этого возраста гражданин может вступать в правовые отношения в соответствии со своей внутренней волей. Однако, эти отношения строго ограничены рамками, прописанными законом. Если закон устанавливает запрет на то или иное действие, то право поступать по своему желанию в данной конкретной сфере ограничено. Конституция не запрещает дифференциацию законодательных мер по возрастному признаку.
Комитет утверждает, что статья 21 ГК РФ, устанавливающая право участия в гражданско-правовых отношениях, к которым относится и приобретение товаров и услуг, не позволяет повысить возраст покупки табака до 21 года, поскольку это означало бы ограничение совершеннолетних в осуществлении их прав. С таким утверждением трудно согласиться, поскольку по факту статья 26 ГК РФ устанавливает право самостоятельно без согласия родителей распоряжаться своими заработками, стипендией и иными доходами уже в 14 лет1, а не в 18 лет. С одной стороны, закон защищает право подростков от 14 лет потратить личные средства на покупку тех или иных товаров в магазине, к коим могут относиться и сигареты. Но, с другой стороны, есть и запрет на распространение вредной продукции в их среде с целью не допустить ущерба здоровью. Отсюда следует вывод, что между статьями ГК и возрастными ограничениями в других законах нет никакого противоречия. Значит, повышение возрастного ограничения до 21 года для продажи опасных вредных изделий не будет идти вразрез с действующим законодательством.
Ограничение возраста, превышающего возраст совершеннолетия, при приобретении и использовании опасных товаров практикуется в разных странах, в том числе и в России. Например, в РФ законом установлен легальный возраст для покупки огнестрельного оружия 21 год2, и здесь нет противоречия и ущемления прав. Но наоборот, он защищает как молодого человека, так и окружающих его людей от определенных негативных последствий.
Таким образом, юридических препятствий для ограничения продажи губительной никотинсодержащей продукции лицам до 21 года не наблюдается.
Во-вторых, я хочу обратить внимание, что главный фокус моего предложения – это не просто запрет продажи, а именно запрет на покупку, употребление и хранение никотинсодержащей продукции не достигшим легального возраста. Я предлагаю путем установления наказания за эти действия для лиц, младше 21 года, полностью вывести обращение такой отравляющей продукции среди подростков за рамки дозволенного законом.
Я прошу Совет Федерации выступить с инициативой установить административную ответственность за покупку, употребление и хранение никотинсодержащей продукции лицами младше 21 года (19 и 20 в первый и второй годы действия закона). За первичное нарушение предлагаю назначить предупреждение и обязательное прохождение курса о вреде курения и способах избавления от зависимости. За последующие нарушения установить штраф.
Когда правоохранительные органы начнут следить за исполнением предлагаемого закона и штрафовать злостных нарушителей, ситуация в стране с молодежным и подростковым курением в корне изменится. С одной стороны кажется, что облагать штрафами финансово не окрепшую молодежь, не гуманно. Но, с другой стороны, именно штраф может образумить молодого человека и мотивировать его к принятию решения бросить курить, что в итоге сбережет для него гораздо больше средств, которые регулярно тратятся на приобретение товаров под влиянием пагубной зависимости. Благодаря этой мере никотинсодержащая продукция окажется под общественным порицанием и не будет казаться привлекательной в глазах подрастающего поколения. Так посредством закона можно сделать курение немодным среди молодых людей. Тогда они будут обходить стороной изделия из никотина, чтобы не попасться не только на употреблении, но и на приобретении и хранении.
Также я прошу Вас уведомить меня о принятом решении по итогам оценки запрошенной информации относительно моих предложений об ужесточении ответственности за продажу и за вовлечение в курение не достигших легального возраста.
Я уверен, что предлагаемые мной меры позволят не только сохранить здоровье целому поколению россиян, но и сократить расходы государства, возникающие из-за негативных последствий от курения. Эти предложения могут стать эффективным шагом в реализации концепции государственной политики противодействия потреблению табака и другой никотинсодержащей продукции3.
__________________
- https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/7b6abd47219e2aa6081ac21b41e9e83d80fb45df/#
- https://www.rbc.ru/society/28/06/2021/60d9ee7d9a794728a0c2a2b7
- http://government.ru/news/42129/
http://static.government.ru/media/files/bpG6BAI2ud92bfxPEiXMe5Mbl3cAAhzf.pdf
https://minzdrav.gov.ru/news/2021/05/07/16571-eksperty-minzdrava-rossii-mery-po-borbe-s-tabakom-vnesut-suschestvennyy-vklad-v-sohranenie-zdorovya-grazhdan

Позиция Комитета относительно идеи увеличения минимального возраста продажи табачной и никотинсодержащей продукции до 21 года высказана письмом, направленным в Ваш адрес ранее (от 15 апреля 2022 года N 3.8-26/1762).
Предложения о необходимости дальнейшего совершенствования правоного регулирования оборота и потребления такой продукции заслуживают внимания. Вместе с тем отмечаем, что при поиске оптимального решения обозначенной проблемы следует учитывать мнение всех заинтересованных сторон: органов государственной власти, экспертного и научного сообщества, общественности.
Относительно инициативы, предусматривающей существенное увеличение штрафных санкций за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака и никотинсодержащей продукции, а также за несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли такой продукцией, сообщаем, что по информации МВД России, сведений, подтверждающих неэффективность воздействия на противоправное поведение имеющимися средствами правового регулирования, не имеется.
Благодарю Комитет Совета Федерации по социальной политике за рассмотрение моих доводов в пользу принятия мер по защите подростков и молодежи от курения.
В июле 2022 года Всероссийский центр изучения общественного мнения представил результаты мониторингового опроса, посвященного проблемам курения. Было отмечено, что за последние 5 лет доля курильщиков остается практически неизменной и составляет 33% среди всех опрошенных старше 18 лет, хотя с 2013 по 2017 год в результате активной антитабачной политики наблюдалось снижение: с 41% до 32%. Доля тех, кто никогда не курил, уменьшилась с 57% в 2016 году до 50% в 2022 году1.
Эти цифры свидетельствуют о необходимости применить кардинальные меры, чтобы снизить распространение курения. Нынешние показатели очень высокие и губительно сказываются на здоровье населения, принося не только сокращение здоровых лет жизни, но и серьезные экономические потери. Поэтому мои предложения направлены на построение мощной преграды для вовлечения в курение самой уязвимой социальной группы.
К сожалению, однозначный отрицательный ответ Комитета относительно повышения возраста продажи табачных изделий до 21 года не содержит комментариев на мои аргументы о законности инициативы. Кроме этого, предложение учредить административную ответственность за покупку, хранение и распространение никотинсодержащей продукции для лиц младше легального возраста также осталось без пояснений.
Я согласен с тем, что для принятия решения по данному вопросу необходимо учитывать мнения госорганов, экспертного и научного сообщества и общественности. Поэтому я открыто поднимаю этот вопрос, тем самым пытаясь инициировать публичное обсуждение. Я буду признателен Совету Федерации за привлечение органов государственной власти в оценку моих предложений.
Я признателен Комитету за поднятие вопроса с МВД об эффективности существующей ответственности за вовлечение подростков в курение и систематическую продажу им никотинсодержащей продукции. К сожалению, не сообщается, на основании каких данных МВД определило то, что свидетельств неэффективности существующих мер не имеется. Были ли проведены рейды мест сбора подростков, где более старшие ребята курят совместно с несовершеннолетними? Были ли сделаны точечные контрольные закупки с целью выявить, насколько соблюдается требование к проверке возраста продавцами? Были ли проведены статистические исследования, например опросы?
Я уверен, что всесторонний анализ покажет, что существующих мер недостаточно, поскольку факт того, что подростки имеют доступ к никотинсодержащей продукции через старших или напрямую от продавцов, очевиден. С другой стороны, логика подсказывает, что мера ответственности за вовлечение подростков в курение сейчас крайне низкая и явно не соответствует общественной вредности. 2 000–3 000 рублей для родителей/опекунов и 1 000–2 000 рублей для остальных – незначительная сумма по сравнению с негативными последствиями, которые приносит такое поведение. Ущерб наносится в большем размере, чем от продажи сигарет, поскольку помимо самого факта передачи табака, подается еще и плохой пример. Но наказание при этом меньше в 20 раз, чем за продажу.
Я прошу Совет Федерации инициировать оценку предлагаемых мер по решению проблемы подросткового курения на межправительственном уровне и призвать воплотить те, которые найдут наибольшую поддержку. Этот шаг станет частью реализации национальной стратегии по сохранению жизней россиян.
__________