К сожалению, резкого снижения количества ДТП с участием пьяных водителей в последние годы не наблюдается. За первые 9 месяцев 2021 года было зафиксировано 10 800 таких аварий, в то время как за аналогичный период 2020 года их произошло 10 2001.
Согласно анонимному опросу, проведенному среди автомобилистов в ноябре прошлого года, 39% водителей ответили, что садились пьяными за руль. При этом 6% указали, что делают это периодически2.
Правительство на протяжение нескольких лет продвигает установку алкозамков в автомобили – приборов, которые блокируют зажигание до тех пор, пока водитель не пройдет тест на содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе. В 2018 году ГИБДД предложила проработать внедрение алкозамков для граждан, уличенных в пьяной езде3. В 2020 году в Минпромторге выступили с инициативой по созданию стимулов для автопроизводителей к серийной установке алкозамков в машины, сходящие с конвеера4. В 2021 году Министерством было объявлено о проекте разработки алкозамков с функциями идентификации водителя и удаленного контроля за работоспособностью устройства с целью наказывать обязательной его установкой нарушителя5.
Однако, чтобы полностью искоренить пьяную езду, ограничение в вождении при обнаружении алкоголя должно стать обязательным во всех автомобилях. Для этого необходимо создать среду, где водитель автоматически без усилий тестируется на алкоголь.

На данный момент в США при государственной поддержке разрабатывается новейшая технология по пассивному обнаружению алкоголя: DADSS. Этот способ не требует никаких действий со стороны водителя6. Для определения трезвости используются два метода:
- Первый определяет уровень алкоголя в крови под поверхностью кожи, пропуская инфракрасный свет через кончик пальца водителя. Сенсоры интегрированы в элементы управления автомобиля, такие как кнопка запуска двигателя или руль, и считывают множество точечных показаний. Сканирование занимает меньше секунды.
- Второй способ основан на контроле дыхания. Датчик различает естественную частоту дыхания водителя, когда он находится в водительском кресле, и определяет уровень алкоголя в объеме выдыхаемого воздуха. Такая система получает мгновенные показания при нормальном дыхании водителя и способна в точности отличить его от дыхания пассажиров. Эти сенсоры могут быть встроены в водительскую дверь, панель приборов или рулевую колонку.
Разработка концепции началась еще в 2008 году, а в 2021 году было объявлено о начале открытого лицензирования технологии для коммерческой эксплуатации. Системы доказали свою эффективность во время тестирования. На данный момент инженеры и ученые работают над уменьшением размера датчиков, чтобы они могли быть встроены в легковые автомобили и при этом выдерживать суровые условия окружающей среды, работая без калибровки в течение всего срока службы автомобиля. К проектированию производственной интеграции этих технологических решений по борьбе с пьянством за рулем уже приступили многие ведущие автопроизводители7.
Хотя на рынке такие алкозамки нового поколения еще не появились, тем не менее в ноябре 2021 года Конгресс США принял постановление об обязательной их установке на новые автомобили, чтобы водители не имели возможности ездить в состоянии опьянения8. Не раньше, чем через 5 лет, и не позже, чем через 6 лет, в Штатах станет действовать новый стандарт для автопроизводителей: все сходящие с конвейера автомобили должны быть оборудованы автоматической системой определения алкоголя9.
С целью сокращения случаев пьяного вождения мы предлагаем в России начать разработку интегрированной в автомобиль технологии обнаружения алкоголя без усилий со стороны водителя. Через 6 лет после издания закона предлагаем запретить постановку на учет автомобилей без встроенного алкодетектора нового поколения.
Законодательная мера будет стимулировать автоиндустрию развиваться в этом направлении. Так со временем все больше и больше автомобилей в стране будут защищать общество от пьяных за рулем.
Затраты государства на разработку и внедрение технологий окупятся за счет сокращения убытков, связанных со смертностью и травматизмом в результате пьяных ДТП. Авторынок подстроится под новый регламент, и обязательные встроенные автоматические алкодетекторы в будущем станут такой же нормой, как сейчас подушки безопасности.
Такая долгосрочная стратегия по борьбе с нетрезвым вождением будет спасать тысячи россиян ежегодно от смерти и травм.
_____________________________________
- https://www.gazeta.ru/auto/2021/11/15_a_14205505.shtml?updated
- https://news.drom.ru/86115.html
- https://www.kommersant.ru/doc/3644556
- https://www.kommersant.ru/doc/4434042
- https://www.interfax.ru/russia/769571
- https://www.dadss.org/program-overview, Driver Alcohol Detection System for Safety
- https://www.dadss.org/faq
- https://www.congress.gov/bill/117th-congress/house-bill/3684/text, раздел 24220
- https://www.dailymail.co.uk/news/article-10183597/Congress-approves-infrastructure-bill-alcohol-monitors-new-cars-stop-drunk-driving.html