Согласно официальной статистике ГИБДД за 11 месяцев 2021 года в России было зарегистрировано 120 670 ДТП, в которых погибло 13 457 человек и получило травмы 151 6411. Из этих данных следует, что в среднем в стране каждые 4 минуты происходит новое ДТП и число пострадавших от ДТП увеличивается каждый час примерно на 21 человек, включая 1–2 погибших. Авария на дороге может привести к многокилометровым заторам, в особенности при происшествиях с летальным исходом или тяжкими увечьями, поскольку требуется время для проведения тщательного расследования.
От качества и скорости работы инспекторов дорожной полиции на месте ДТП зависит многое. На них лежит ответственность не только по скорейшей разгрузке дорог от образовавшихся пробок, но и за точность сбора данных, которые решают дальнейшую судьбу участников аварии. Из-за опасных условий работы и давления времени возрастает риск не заметить важные детали или допустить неточность.
Поэтому в развитых странах нашли массовое применение технологии, позволяющие быстро, точно и без особых усилий собирать всю необходимую информацию для расследования ДТП.
В Сингапуре полицейский или криминалист, работая на месте ДТП, использует специальный наземный 3D-сканнер. Этим устройством может управлять один сотрудник даже в полной темноте и в любую погоду. Очень быстро лишь за нескольких минут, проецируя лазерный луч в пределах видимости на поверхность объектов, сканнер создает всеобъемлющую виртуальную модель места происшествия. Он ведет надлежащее документирование всех измерений и абсолютно точно фиксирует пространственное позиционирование всех ключевых доказательств, которые являются критически важными для следственной работы. Собранные данные позволяют в деталях воспроизвести 3D-картину с любого ракурса, что делает возможным всем заинтересованным лицам повторно «посетить» место происшествия несколько раз, не нарушая дорожного движения.

Офицер, проводящий расследование ДТП в Сингапуре, также имеет при себе в дополнение и ручной 3D-сканнер – легкое портативное устройство, позволяющее документировать узкие и замкнутые пространства. Он точечно используется в тех случаях, когда требуются более подробные сведения об определенном участке, который не досягаем для наземного сканера, например, салон автомобиля. Созданные трехмерные изображения дополняют сканы, полученные с помощью наземного устройства, собирая воедино полную информацию для расследования. Таким образом, наземные и портативные сканеры, управляемые одним сотрудником, обеспечивают эффективную единую документальную базу и наиболее качественный анализ данных2.

Правительство Великобритания в 2011 году выделило 3 миллиона фунтов на внедрение 3D-сканирования при расследовании ДТП. К такому решению подтолкнули подсчёты убытков для экономики от пробок по причине аварий. За 2010 год было 18 000 частичных или полных перекрытий автомагистралей для расследования происшествий общей длительностью 20 000 часов. По оценкам правительства каждый час таких заторов стоил экономике страны 50 000 фунтов3.
Технологии лазерного 3D-сканирования известны и в России, но они в основном применяются в коммерческих проектах, например в строительстве. Что же касается расследований ДТП, то в обиходе у инспекторов используются примитивные приборы (рулетка, блокнот и другие) и фото-видеокамера, в том числе и с помощью дронов. Хотя институт МВД России указал на значительные достижения экспериментального применения 3D-сканеров при ДТП4, массового распространения в этой сфере технология еще не получила. Административным регламентом по работе сотрудника полиции на месте ДТП закреплен порядок фото-видео съемки и передачи отснятого материала, который сейчас служит доказательной базой5.
Мы предлагаем в России оборудовать полицию современными 3D-сканнерами для сбора данных на месте ДТП по сингапурской методике, а также регламентировать использование этого оборудования и полученных с его помощью результатов во всех процессах по делу о ДТП.
Воплощение данного предложения приведет к следующим результатам:
- Станет гораздо меньше дорожных заторов по причине ДТП.
- Снизится нагрузка на персонал полиции, увеличится его безопасность и продуктивность при исполнении обязанностей на местах ДТП.
- Исключится возможность допущения ошибок и неточностей со стороны сотрудников полиции.
- Сократятся срок рассмотрения судебных дел по ДТП и наличие ошибок в этих делах.
- Анализ более точных данных увеличит эффективность принимаемых решений по улучшению дорожной инфраструктуры в местах концентрации ДТП.
Благодаря этим преимуществам вложения государства в разработку и внедрение новейших технологий расследования ДТП быстро окупятся. Таким образом, снизится негативное влияние дорожных происшествий.
_____________________________________
- http://stat.gibdd.ru/
- https://www.htx.gov.sg/news/media-release-harnessing-technology-to-augment-road-traffic-accident-investigations
- https://www.bbc.com/news/uk-14092232
- https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-primeneniya-metoda-lazernogo-3d-skanirovaniya-pri-proizvodstve-sudebnoi-avtotehnicheskoi-ekspertizy/viewer
- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280037/523a5bf6539f3d9cebb2f9f1e068c6be6033bc35/

Ваши обращения, поступившие в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, рассмотрены. Информация, изложенная в них, принята к сведению.
Благодарю Совет Федерации за принятие к сведению моего предложения об использовании 3D-сканнеров при работе на месте ДТП.
За первые 8 месяцев 2022 года в России зарегистрировано 79 402 ДТП, в которых погибло 8 706 человек, и 100 679 получили травмы разной степени тяжести1. В среднем за час происходит 13–14 аварий, в которых гибнет 1–2 человека и травмируются 17–18.
При ДТП, особенно при наличии пострадавших, запрещается перемещать транспортные средства и иные объекты и детали до приезда сотрудников ГИБДД и составления ими протокола. Это вызывает колоссальные заторы, особенно в крупных городах. Одна авария способна парализовать движение целого района, образуя многокилометровые пробки2. Они создают громадные логистические издержки в виде потери времени и ресурсов, а также угрозу для эффективности работы служб экстренного реагирования. Поэтому каждая сэкономленная минута в работе полиции на месте ДТП очень ценна с точки зрения общественной безопасности, экономической пользы и экологии.
Расследования ДТП с летальным исходом и пострадавшими – это сложный и длительный процесс, который сейчас может затянуться на месяцы. Зачастую пострадавшая сторона вынуждена очень долго ждать решения о получении полагающейся компенсации от виновника. Наличие полномерной 3D-картины, воспроизведенной по результатам съемки предлагаемым мной оборудованием, сможет значительно ускорить процесс и повысить его объективность. Более того, эти данные могут использоваться для моделирования более безопасной дорожной инфраструктуры.
Опыт развитых стран показывает, что оснащение патрульных служб 3D-сканерами для регистрации ДТП станет выгодной инвестицией и для России.
Я прошу Совет Федерации более детально рассмотреть мое предложение, инициировав обсуждение на межведомственном уровне, и поддержать внедрение новейших технологий для фиксирования ДТП в России.
__________
- http://stat.gibdd.ru/
- https://www.mk.ru/moscow/2022/07/19/na-mkad-obrazovalas-mnogokilometrovaya-probka-izza-smertelnogo-dtp.html
https://rg.ru/2022/08/28/reg-cfo/volgogradskij-prospekt-vstal-v-mnogokilometrovuiu-probku-iz-za-dtp.html
https://iz.ru/1272847/2022-01-02/shestikilometrovaia-probka-obrazovalas-iz-za-dtp-s-avtobusom-pod-riazaniu