Социальная адаптация бездомных

В России нет точной статистики по количеству людей без определенного места жительства, но по оценкам их 1,5-4 миллиона1. С прошлого года государство начало прорабатывать механизмы учета бездомных с целью оказания им безадресной социальной поддержки2, и ожидается, что в этом году их регистрация станет доступной через портал госуслуг, открывая гораздо больше возможностей получать необходимую помощь3.

В 2020 году было проведено исследование причин бездомности. Большинство людей оказываются на улице из-за финансовых трудностей, то есть полного банкротства. Причиной для 32,6% опрошенных бездомных стала неудачная попытка переехать в другой город в поисках работы. 31,6% оказались на улице из-за отсутствия возможности снимать жилье по причине потери работы4.

Вопреки сложившемуся стереотипу о том, что бездомным нравится такой образ жизни, большинство из них мечтают выбраться из этого положения. Но проблема в том, что каждый день проживания человека на улице существенно снижает шансы на успешное трудоустройство, поскольку нарушается его психическое и физическое здоровье.

Поэтому зачастую без поддержки государства и некоммерческих организаций даже в экономически развитых странах избавиться от бездомности при всем желании бывает практически невозможно.

Финляндия является единственной страной в Евросоюзе, которой удалось снизить уровень бездомности за последние годы. По данным на 2021 год в стране осталось 4 141 бездомных, тогда как в 2016 году их было около 7 000. Такой успех финны приписывают внедрению с 2008 года политики Housing First (HF), то есть «Жилье прежде всего». Согласно этой концепции, для обитателей улиц выделяется постоянное место жительства без необходимости соответствия каким-либо требованиям, например, по избавлению от вредных привычек, лечению, образованию или трудоустройству. Уже после того, как бездомный получает собственный адрес и личное пространство, социальные работники продолжают взаимодействовать с клиентом, содействуя решению проблем, вызвавших бездомность и появившихся в период пребывания на улице.

К методу HF финны пришли опытным путем: они заметили, что временные приюты и хостелы помогают предотвратить бездомность на ранней стадии, но малоэффективны в затянувшихся случаях, поскольку жизнь на улице оставляет тяжелый след, от которого нельзя быстро избавиться. В Финляндии работает специальный некоммерческий фонд, в распоряжении которого находятся 18 000 квартир в 57 населенных пунктах. Это жилье используется местными органами власти для сдачи в аренду тем, кто находится под прямой угрозой бездомности, и желающим выбраться с улицы. Условия проживания устанавливаются для каждого случая индивидуально. Правительство отмечает, что сокращение бездомности является экономически рациональным мероприятием, поскольку оно снижает расходы на здравоохранение и социальное обеспечение5.

Ресоциализация бездомных

В Ирландии с 2018 года также начала работать программа HF, но пока приоритет в ней отдается патологическим бездомным с психофизическими нарушениями. Государство предоставляет им жилье, чаще в сельской местности, и помогает через соцработников в ресоциализации6. Что же касается временной помощи бездомным, то эта поддержка в Ирландии развита в полной мере. Закон обязывает местные органы власти предоставлять временное жилье в экстренных ситуациях для тех, кто оказался вынужден ночевать на улице. Одиноких людей селят в хостелы, семьям могут выделить комнату в общежитии. Бездомных с детьми принимают семейные центры, где им бесплатно предоставляются питание и услуги няни. Главным требованием для пользования временным жильем является активная вовлеченность в решение проблемы, ставшей причиной бездомности7.

В Италии, в рамках принятой в 2015 году государственной программы по преодолению крайней маргинальности взрослых8, местные органы власти оказывают поддержку в поиске жилья для бездомных. Помимо этого, существуют социальные предприятия. Их цель – это приобщить бездомных к труду и обучить их навыкам. Так, например, итальянцы, живущие на улицах Болоньи, могут трудиться от 9 до 25 часов в неделю, в специально созданной для них мастерской, занимаясь сборочными работами и получая минимальное вознаграждение ежедневно9.

На сегодняшний день в России бездомные отрезаны от возможности встать на учет по безработице по месту пребывания и получать пособие10. Официальное трудоустройство практикуется в основном благодаря усилиям общественных организаций11, но его охват мал по сравнению с масштабами проблемы.

Поэтому зачастую многие работоспособные бездомные россияне задействованы в неформальном или криминальном секторах, которые, как правило, не помогают восстановить статус в обществе и обрести место жительства.

Решение проблемы бездомности затрагивает многие сферы и требует комплексного подхода. Не касаясь вопросов регистрации, идентификации, медицинской помощи и других важных аспектов, мы предлагаем обратить внимание на создание стимулов по трудоустройству бездомных:

  1. Всем гражданам и обладателям вида на жительство, у которых отсутствует где-либо регистрация или возможность зарегистрироваться по месту пребывания, разрешить встать на учет в центр занятости в качестве безработного с возможностью получения пособия по безработице. В таком случае оказавшиеся без работы в другом городе люди получат больше шансов избежать бездомности и трудоустроиться, а бездомные смогут стать на шаг ближе к возвращению к нормальной жизни.
  2. Всем трудоспособным гражданам и обладателям ВНЖ, которые ночуют на улице и в ночлежках не менее 30 дней подряд, при обращении в центр занятости и регистрации их в качестве безработных, предоставлять жилье сроком на два месяца, но при согласии заявителя на следующие условия:
  • незамедлительно выйти на подобранную по его навыкам работу;
  • соблюдать правила проживания;
  • проходить курс реабилитации при наличии алкогольной или наркотической зависимости.

По прошествии двух месяцев, если проблема бездомности не решена по независящим от участника программы причинам, то предоставить ему возможность проживания по льготным условиям за минимальную стоимость или бесплатно пока не появится возможность найти постоянное жилье.

Операторами по предоставлению социального жилья по этой программе могут стать аккредитованные некоммерческие организации и частные предприниматели, которые будут получать финансирование от государства при условии соответствия жилья установленным стандартам. Таким образом, работоспособный бездомный получит временный адрес и шанс избавиться от этого угнетающего статуса. Во избежание злоупотребления, предлагаем:

  • исключить из программы тех, кто стал бездомным добровольно, имея возможность остаться дома;
  • запрашивать подтверждение проживания на улице: например, направление от благотворительной организации, органов правопорядка, коммунальных служб и других местных организаций, способных подтвердить бездомный образ жизни;
  • установить возможность повторного участия в данной программе только по прошествии одного года;
  • оставить право регулирующему органу (Министерство труда и социальной защиты и власти в регионах) отказывать в участии в программе в иных случаях, когда намерения заявителя вызывают сомнения или опасения.
  1. Установить налоговую льготу для компаний за трудоустройство и обучение на рабочем месте бездомного, ставшего на учет в центре занятости, в размере минимального пособия по безработице, в течение 6–12 месяцев со дня трудоустройства. Такие льготы привлекут предпринимателей к сотрудничеству с центрами занятости в вопросе ресоциализации бездомных.

Данные меры приведут к следующим результатам:

  • Бездомным и живущим на грани бездомности станет гораздо легче преодолеть кризис.
  • Снизится количество бездомных в стране, и, как следствие, негативное влияние бездомности для всего общества: например, риск их участия в преступной деятельности.
  • Увеличится численность населения, вовлеченного в социально-экономическую деятельность.
  • Предприниматели и некоммерческие организации получат поддержку.
  • Благодаря активизации работы с бездомными создадутся новые рабочие места.

Учитывая перечисленные выше преимущества, в долгосрочной перспективе затраты государства на реализацию данных предложений окупятся. Главным эффектом станет улучшение качества и продолжительности жизни для миллионов россиян, которые живут на улице или находятся под угрозой бездомности.

_____________________________________

Язык
ru
Номер части (без пробелов, через точку)
20.15
Ответ от гос. органа
Наименование органа
Совет Федерации, Минтруд
Изображение гос. органа
org
Ответ гос. органа

Совет Федерации:

25 августа 2022 года

Сообщаем, что Ваше обращение, поступившее в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" направлено в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации за № 5.8.5/36428П-1.

Минтруд:

15 сентября 2022 года

Согласно статье 8 Федерального закона № 442-ФЗ организация социального обслуживания, а также утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания.

Статьей 21 Федерального закона № 442-ФЗ определен состав срочных социальных услуг:
1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3) содействие в получении временного жилого помещения;
4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей.

Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг.

Комментарий от Давыдова
27 сентября 2022 года

Благодарю Министерство труда и социальной защиты за ответ на мое предложение о трудоустройстве бездомных с целью восстановления их социального статуса.

В ответном письме подробно перечислены меры по оказанию социальной помощи бездомным, предусмотренные действующим законодательством. Но, к сожалению, не дана оценка моим предложениям. Не ясно, поддерживает ли Минтруд идею о создании в России программы по вовлечению бездомных в трудовую деятельность, или нет.

Федеральные законы регулируют механизмы оказания поддержки лицам без определенного места жительства, прописывая основные принципы и возлагая решения о практических методах и финансировании на госорганы в субъектах Федерации. В России работают немало некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги на средства от благотворительности и за счет государства1. Однако на практике нет программ по снижению уровня бездомности среди населения. Также нет никаких данных об эффективности тех или иных методов по ресоциализации бездомных.

Поэтому я прошу Минтруд поддержать предлагаемую мной программу по социальной адаптации бездомных на уровне нормативно-правовых актов и методических рекомендаций для органов социальной защиты в регионах:

  1. Постановка на учет по безработице без прописки и независимо от последнего зарегистрированного места проживания. Зачастую человек оказывается на улице или живет на грани бездомности в городе, где он никогда не проживал ранее. А возвращение в прежнее место пребывания невозможно по причине отсутствия там жилья или возможности найти работу. Однако, сегодняшние реалии не позволяют в таком случае стать частью государственной системы помощи безработным и получать пособия по безработице2. Я предлагаю приравнять получение официального статуса безработного к медицинским и социальным услугам, которые государство оказывает без привязки к регистрации места жительства. Как итог, для потерявших источник дохода граждан, но не имеющих прописки по месту нахождения, будет легче справиться с бездомностью или ее прямой угрозой.
  2. Предоставление временного жилья бездомным трудоспособным гражданам при соответствии определенным критериям и условиям. Хотя местные органы власти содействуют в предоставлении временного жилья через уполномоченных поставщиков социальных услуг, единого системного подхода нет. Это приводит к тому, что не для всех желающих есть места, в том числе из-за отсутствия стабильного равномерного финансирования3. Я предлагаю разработать отдельную государственную программу предоставления временного жилья для трудоспособной части бездомного населения. Это даст гораздо больше возможностей для вовлечения граждан в экономическую деятельность. Этот шаг одновременно увеличит количество мест в существующих приютах, сделав их более доступными для всех категорий бездомных россиян.
  3. Налоговые льготы для компаний за трудоустройство и обучение на рабочем месте бездомного, ставшего на учет в центре занятости. Такие льготы побудят предпринимателей открывать вакансии, подходящие для бездомных4. Усилиями благотворительных организаций в России проводятся мероприятия по оказанию поддержки в трудоустройстве бездомных5. Создавая выгодные условия для найма людей без определенного места жительства, власти дадут больше шансов гражданам на выход из сложной ситуации.

В итоге все больше и больше людей смогут выбраться с улицы и приобрести экономически значимый статус, а значит будут приносить пользу обществу. Расходы государства на социальные и медицинские услуги для лиц без определенного места жительства будут сокращаться.

Решение проблема бездомности в России нуждается в едином организованном подходе со стороны государства, поскольку четкой системы работы пока нет. Президент РФ обратил внимание правительства на важность создания более упорядоченных механизмов в этом направлении6. Сохранение населения является приоритетной задачей для нации. Предлагаемые меры по снижению смертности среди бездомных путем возвращения их к нормальной жизни служит достижению этой цели.

Поэтому я прошу Министерство труда и социальной защиты оценить возможность внедрения моих предложений в сфере трудоустройства бездомных.

__________

  1. https://base.garant.ru/70552648/7d6bbe1829627ce93319dc72963759a2/
  2. https://job.lenobl.ru/news/27078/
  3. https://spb.aif.ru/society/people/pochemu_zakryvaetsya_priyut_dlya_bezdomnyh_na_kolomyazhskom_prospekte
    https://www.kommersant.ru/doc/4636176
  4. https://www.forbes.ru/forbeslife/439831-vozvrasenie-domoj-zacem-kompanii-berut-na-rabotu-bezdomnyh-ludej
  5. https://www.asi.org.ru/tag/trudoustrojstvo-bezdomnyh/
  6. https://iz.ru/1283963/2022-01-29/putin-poruchil-prorabotat-registratciiu-litc-bez-opredelennogo-mesta-zhitelstva
    https://rg.ru/2021/12/09/putin-gosudarstvo-dolzhno-okazyvat-podderzhku-bezdomnym.html
    https://www.rbc.ru/politics/29/01/2022/61f522169a7947d62cc8efc3
Файл для кнопки "Читать полностью"
category
Гос Услуги