В России общий износ лифтового парка многоквартирных жилых домов оценивается на уровне 22,9%1. Периодический выход из строя лифтового оборудования вызывает дискомфорт и создает угрозу безопасности.
Когда лифт отключен на ремонт, люди тратят немало времени и усилий на подъем или спуск, а для отдельных категорий граждан сломанный лифт и вовсе является непреодолимым препятствием. Более того, аварийные лифты являются причиной травм и даже гибели россиян, и, к сожалению, такие случаи не единичны2.
В связи с этим государство активно разрабатывает стратегию по модернизации лифтового парка, а также механизмы государственного контроля. Советом Федерации было рекомендовано выделять ежегодно с 2022 по 2024 год по 1,5 миллиарда рублей из бюджета на замену старых лифтов3. Ожидается, что с марта 2023 года вступит в силу закон, утверждающий регламент государственных внеплановых проверок за техническим состоянием лифтов4. Но стоит обратить внимание на зарубежный опыт и в этой сфере.
Являясь лидером среди стран мира по плотности населения, Сингапур уделяет большое внимание вертикальной транспортировке людей, поскольку это напрямую влияет на благополучие общества. Управление строительством и зданиями является надзорным органом в этой сфере. Некоторые основные правила по содержанию лифтов в Сингапуре5:
- Каждый лифт должен быть зарегистрирован и получить индивидуальное разрешение на эксплуатацию, которое должно отображаться в кабине лифта.
- Владелец должен заключить контракт с лицензированной компанией-подрядчиком, которая должна проводить регулярную проверку и техническое обслуживание лифтов в соответствии с законом. В многоэтажных зданиях лифт должен проходить сервис не реже, чем один раз в месяц.
- Владелец обязан проводить ежедневную проверку состояния лифта и работы всех основных его функций, включая системы безопасности, по девяти критериям.
- Владелец должен хранить всю документацию о проверках и обслуживании, а также незамедлительно оповещать регулятора по горячей линии о любых инцидентах, происшедших с лифтом, и о его внеплановой остановке.
- Во всех новых лифтах должны устанавливаться камеры видеонаблюдения. Работая круглосуточно, они снимают кабину, дверь и индикатор этажей, с архивом записей до 30 дней6.

Для ввода лифта в эксплуатацию в Сингапуре собственник подает заявку в регулирующий орган на получение лицензии. После оплаты лицензионного сбора и предоставления всех необходимых документов, производится проверка надзорным органом на месте в присутствии владельца лифта и представителя сервисной компании-подрядчика. Экзаменатор оценивает безопасность лифта по 20 пунктам, указанным в законе. По итогам выдается лицензия, сроком на 12 месяцев. За нарушение закона «О лифтах, эскалаторах и обслуживании зданий» предусмотрено наказание в виде штрафа до 5 000 сингапурских долларов (375 000 рублей). Ниже некоторые примеры того, за что владельцы и подрядчики могут поплатиться этой внушительной суммой7:
- За отсутствие на видном месте в кабине лифта лицензии от регулятора;
- За нарушение графика регулярных проверок владельцем и подрядчиком;
- За допущение к техническому обслуживанию неквалифицированного специалиста;
- За утерю или недобросовестное ведение документации о прохождении проверок и техобслуживания (срок хранения – 5 лет);
- За несвоевременное оповещение регулятора о любом инциденте, возникшем во время работы лифта.
Таким же штрафом облагаются и государственные служащие за недобросовестное выполнение своих обязанностей в сфере контроля за безопасностью лифта.
Регулятор в Сингапуре активно распространяет среди населения правила пользования лифтами8. Сразу после принятия закона в 2016 году государство запустило программу модернизации лифтового оборудования, выделив бюджет на установку систем безопасности во всех устаревших моделях: высокотехнологичные датчики скорости и новейшие системы экстренной коммуникации10. Таким образом, в Сингапуре была создана безопасная среда в сфере вертикального транспорта, которая за счет многоступенчатой проверки, высоких штрафов и улучшенных технологий практически исключает травмоопасность и минимизирует случаи застревания людей и простоя.

В России с 2017 года действуют Правила организации безопасного использования и содержания лифтов10. Однако, метод контроля за их соблюдением и мера наказания за нарушения не всегда являются эффективными.
Поэтому с целью улучшить сферу обращения с лифтами мы предлагаем:
- Ввести обязательную проверку функций лифта, влияющих напрямую на безопасность, с периодичностью 1, 3 и 7 дней (в зависимости от степени загруженности):
- защитные механизмы против закрытия дверей при наличии препятствий от посторонних объектов;
- остановка кабины на уровне +/- 10мм;
- связь с диспетчером и звуковая сигнализация;
- плотно ли закрыты двери на всех этажах;
- плотно ли закрыта дверь кабины лифта между этажами;
- целостность замка люка в кабине лифта;
- отображение предупреждения о максимальной нагрузке (количество человек и вес);
- отсутствие мусора и разлитых жидкостей.
Согласовывая время проверки с жильцами, владельцы лифтов под давлением возможных штрафов будут организовывать работу, благодаря которой дефекты будут выявляться и устраняться быстрее и раньше, чем создадут угрозу безопасности.
- Повысить штрафы за нарушение Правил организации безопасности лифта. Сейчас штраф для граждан составляет 2 000–5 000 рублей11, что не сопоставимо с последствиями от халатности при исполнении служебных обязанностей. Считаем, что штраф за допущение ошибок или бездействие в таких случаях должен быть на уровне с МРОТ. Повышение штрафа приведет к тому, что неквалифицированные сотрудники с маленькой зарплатой будут отказываться работать в этой сфере из-за наличия рисков лишиться дохода. Тогда подрядчики и владельцы лифтов будут вынуждены брать на работу только профессионалов с достойной зарплатой. Предлагаем все собранные штрафы направить на модернизацию лифтового парка в России.
- В многоквартирных домах внедрить обязательную установку видеонаблюдения: через год после издания закона в новых лифтах, через три года во всех остальных лифтах, не подлежащих немедленной замене. Во-первых, камеры будут служить превентивной мерой против вандализма и нарушения жителями инструкции по эксплуатации лифта, которые зачастую становятся причиной его поломки. Во-вторых, видеозаписи будут прямым доказательством при расследовании возникших инцидентов. В-третьих, камеры будут следить за тем, как владельцы лифтов и их подрядчики соблюдают все правила безопасности, в том числе проводя регулярную проверку и техобслуживание. За счет этой меры уровень аварийности сократится, и лифт может прослужить дольше.
Результатом внедрения данных предложений станет более безопасная и комфортная эксплуатация лифтов в многоэтажных зданиях.
_____________________________________
- http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/132215/
- https://www.pnp.ru/social/lifty-stanut-bezopasnymi.html
- http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/132215/
- https://www.pnp.ru/social/kto-otvetit-za-bezopasnost-liftov.html
- https://www1.bca.gov.sg/docs/default-source/docs-corp-regulatory/lift-escalators-e-guide/good-practices-guide-for-lift-owners.pdf
- Видеозапись обязательна для лифтов, установленных в проектах, где первый план здания или план реконструкции представлен на утверждение органу по надзору за строительством после 1 декабря 2017 года.
Источник тот же, стр 11 - https://sso.agc.gov.sg/SL-Supp/S348-2016/Published/20160722170000?DocDate=20160722170000&WholeDoc
- https://www1.bca.gov.sg/public/safety-resources/lift-and-escalator-safety
- https://www.straitstimes.com/singapore/housing/new-lift-enhancement-programme-for-hdb-lifts-to-modernise-for-better-safety
https://www.straitstimes.com/singapore/another-3000-hdb-lifts-to-be-enhanced-with-safety-features-this-year - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_218907/91c867f29dfa19e576d8a55a4f732a4f38108517/
- https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/86994904b5032799ba4e73af023fe6df3fd8c321/

Министерство строительства:
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 401 "О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" вопросы, поднятые в обращении заявителя, относятся к компетенции Ростехнадзора России.
Ростехнадзор:
С вступлением в силу Федерального закона № 170-ФЗ контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов исключен как вид государственного контроля (надзора), в связи с чем с 1 июля 2021 г. из плана проверок Ростехнадзора на 2021 год были исключены все проверки организаций, эксплуатирующих лифты, по тем же причинам прекращено дальнейшее планирование таких проверок.
В настоящее время уполномоченный орган Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза «Безопасность лифтов» и «О безопасности машин и оборудования» в отношении соответствующего объекта на стадии его эксплуатации Правительством Российской Федерации не определен. В сложившейся ситуации на первый план выходит обеспечение безопасности пассажиров, которая достигается, в том числе государственным контролем (надзором) за использованием и содержанием опасных технических устройств зданий и сооружений и участниками рынка оказания услуг по их эксплуатации, при осуществлении которого выявляются нарушения обязательных требований, что является фактором, обеспечивающим предупреждение риска причинения вреда жизни и здоровью граждан. В целях решения данной проблемы Ростехнадзором в Правительство Российской Федерации направлены предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации.
Благодарю Совет Федерации, Минстрой и Ростехнадзор за рассмотрение моего обращения относительно повышения уровня безопасности и комфорта при эксплуатации лифтов.
Исходя из ответа Ростехнадзора, на сегодняшний день вопрос государственного регулирования сферы обращения с лифтами остается открытым. Деятельность по проведению проверок соответствия правилам безопасности остановлена. Уполномоченный орган по обеспечению государственного контроля не определен. Но на рассмотрение Правительства уже внесен законопроект, актуализирующий порядок безопасного использования и содержания лифтов и определяющий полномочия в назначении регулятора.
Согласно открытым источникам, принятие данного закона планируется не раньше марта 2023 года1. Это означает, что еще достаточно времени, чтобы внести те дополнения в законопроект, которые помогут создать благоприятную и безопасную среду на долгие годы.
В связи с этим, я прошу Правительство и законодательные органы власти включить в этот законопроект или в иные законопроекты мои предложения:
- Обязательная регулярная проверка базовых функций лифта, от исправности которых зависит безопасность пассажиров. Протоколы такой проверки должны быть предъявлены надзорному органу по требованию. Эта документация может служить доказательством при расследовании инцидентов с авариями. Но главный эффект будет заключаться в том, что поломки будут устраняться гораздо быстрее. Значит, лифты будут реже простаивать и создавать ситуации, угрожающие жизни и здоровью граждан.
- Повышение штрафов за нарушение Правил организации безопасной эксплуатации лифта. Увеличивая меру ответственности за халатное исполнение служебных обязанностей, можно повысить качество обслуживания за счет привлечения квалифицированной рабочей силы к техническим работам. Строгость закона будет сдерживающим фактором против умышленных нарушений, когда, например, сервисная компания или сотрудник не спешат устранять дефекты в работе лифта. Более того, повышение штрафов может стать дополнительным источником пополнения бюджетных средств, которых сейчас не хватает для модернизации лифтового парка и налаживания процедур государственного регулирования2.
- Обязательное оснащение лифтов видеонаблюдением. Видеокамеры в лифтах решат множество проблем: загрязнение лифта, намеренная порча лифта (вандализм), нарушение правил эксплуатации пассажирами, нарушение правил проверки состояния лифта управляющими компаниями, расследование инцидентов. С октября 2020 года видеонаблюдение стало обязательным во многих видах общественного транспорта. Согласно постановлению Правительства, в течение года после ввода в эксплуатацию транспортного средства оно должно быть оборудовано видеокамерой3. Аналогичную меру следует внедрить и для средств вертикальной транспортировки людей.
Ростехнадзор сообщил, что мои предложения могут быть учтены при дальнейшем внесении изменений в законодательство Российской Федерации. Прошу еще раз обратить внимание на их важность и инициировать соответствующие изменения.
__________________