Об угрозе общественной безопасности от превышения скорости на дорогах и об утратившем свою актуальность размере штрафов за это нарушение мы писали во второй части наших предложений. Этот раздел девятнадцатой части предлагает еще одно решение данной проблемы.
Самое частое регистрируемое правонарушение на дорогах России – это несоблюдение скоростного режима. В 2020 году штрафы за превышение скорости составили 85% от общего количества штрафов. При этом их количество увеличилось до 124 миллионов, на 23% больше по сравнению с 2019 годом1. Так, в среднем, каждый автомобиль в России был оштрафован за сверхбыструю езду 2,5 раза в течение года. Такая тенденция говорит о том, что систематическое нарушение скоростного режима является нормой жизни для многих россиян. При этом именно данное нарушение является самой распространенной причиной аварий. Всемирная организация здравоохранения отмечает, что в развитых странах 30% смертей в дорожно-транспортных происшествиях возникает по причине превышения скорости, а в развивающихся и бедных странах этот фактор составляет около 50% всех трагедий на дорогах2.
На данный момент в России по распоряжению Президента реализуется Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», согласно которому к 2030 году смертность на дорогах должна снизиться в 2,7 раз по сравнению с 2020 годом (4 человека на 100 000 населения вместо 10,9)3. В Евросоюзе показатель смертности на дорогах в 2020 году уже составил 4,2, но обозначена цель к 2030 году снизить этот показатель вдвое, а в 2050 году и вовсе свести к нулю4.
Поэтому для того, чтобы амбициозные планы в России осуществились, мы предлагаем перенять европейский опыт в плане противодействия нарушению скоростного режима.
В этом году Европейская Комиссия издала постановление, согласно которому все автомобили, поступающие на рынок от производителей, должны быть оснащены специальной интеллектуальной системой контроля за скоростью, так называемой Intelligent Speed Assistant (ISA). Эта система использует видеокамеру для считывания дорожных знаков и/или подключенную через GPS базу данных ограничений скорости. ISA выполняет, как правило, предупредительную функцию, но в некоторых версиях может и ограничить мощность двигателя, предотвращая ускорение выше лимита или постепенно снижая скорость. Технический регламент Евросоюза определил четыре допустимых метода предупреждения водителя о превышении скорости, хотя бы один из них должен быть установлен:
- каскадное звуковое предупреждение;
- каскадное вибрационное предупреждение;
- легкий обратный толчок педали ускорения;
- автоматическое плавное снижение скорости.
Первые два метода не вмешиваются в управление, но выполняют лишь функцию оповещения. При этом сначала должно появиться визуальное предупреждение, и только после отсутствия реакции водителя включается звуковой или вибрационный сигнал. Третий метод дает обратную связь водителю через толчок ноги на педали газа, тем самым побуждая переставить ее на педаль торможения. В четвертом случае автомобиль сам начинает плавно снижать скорость. Система при третьем и четвертом методе вмешивается в процесс вождения, но водитель всегда имеет возможность без усилий обойти ограничение, нажав педаль газа немного глубже (опция предусмотрена для экстренных случаев).

Таким образом, ассистент скорости призван помочь водителю контролировать скоростной режим и стимулировать не идти на сознательное нарушение. С июля 2022 года в Евросоюзе любые новые модели авто, представленные производителями на рынок, должны быть снабжены системой ISA. А с июля 2024 года будет полностью запрещена продажа и регистрация новых автомобилей без оснащения такой системой5.
Мы предлагаем на законодательном уровне установить обязательное оснащение всех автомобилей аналогичными системами интеллектуального ассистента скорости.
Такое оборудование может быть как встроенным в заводскую комплектацию автомобиля, так и установленным специализированными сервисными компаниями. Отсутствие такой системы или управление транспортным средством с заведомо неисправной системой должно квалифицироваться как нарушение требований к надлежащему техническому состоянию, за что законом предусмотрен штраф. Предлагаем срок три-четыре года со дня выхода закона до начала его действия, поскольку потребуется время, чтобы рынок подстроился под новый технический регламент. Сразу по прошествии этого срока также предлагаем запретить регистрацию новых автомобилей, если производитель по умолчанию не встроил систему интеллектуального ассистента скорости. Благодаря таким мерам со временем все автомобили в стране будут оборудованы системой безопасности нового поколения.
Законопослушным гражданам такое изменение будет выгодно, поскольку они смогут избежать ситуации, когда превышение скорости было сделано неосознанно. Обгоняющий транспорт, фокусировка внимания на навигации, снижение концентрации из-за усталости и прочие отвлекающие факторы часто служат причиной того, что водитель не замечает знаков ограничения скорости. С помощью интеллектуального ассистента скорости он будет защищен предупреждающими механизмами и не будет попадать в ситуации, когда превышение было выполнено ненамеренно по неосторожности. Это позволит водителям избежать нежелательных штрафов и сократит случаи быстрой опасной езды в неположенных местах. И с другой стороны, любое зафиксированное превышение скорости будет означать, что водитель специально решил действовать вопреки системе и нарушил правила дорожного движения с полным осознанием своего поступка и меры ответственности, учитывая всю строгость закона.
Но самый главный эффект предлагаемых мер заключается в том, что количество смертей и травм на дорогах России существенно сократится.
_____________________________________
- https://www.kommersant.ru/doc/4692638
- https://www.who.int/publications/i/item/managing-speed
https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/road-traffic-injuries - https://bkdrf.ru/about/safetyroads
- https://transport.ec.europa.eu/news-events/news/road-safety-4-000-fewer-people-lost-their-lives-eu-roads-2020-death-rate-falls-all-time-low-2021-04-20_en
- https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_22_4312

Совет Федерации:
В части внедрения системы контроля скорости комитет поддерживает данное предложение. Этот вопрос обсуждался в ходе "круглого стола" на тему "Формирование нормативного правового поля для применения больших данных в автотранспорте", который комитет провел 6 октября 2021 года.
Таким образом, технологии, которые позволяют отслеживать скоростной режим автомобиля, а также манеру вождения водителя есть, но требуют дальнейшего развития. При этом следует создать такие условия для широкого внедрения этих технологий, которые не приведут к существенным расходам владельцев автомобилей.
Благодарю Комитет Совета Федерации по экономической политике за поддержку моего предложения относительно внедрения в России системы интеллектуального ассистента скорости.
Нарушение скоростного режима является одним из главных факторов создания аварийных ситуаций. При ДТП зачастую именно скорость определяет тяжесть повреждений. С другой стороны, постоянно растущее число регистрируемых превышений скорости говорит о том, что внедрение одних лишь технологий автоматической фиксации не хватает, чтобы контролировать соблюдение правил.
Я согласен с тем, что для воплощения идеи в России существуют необходимые технологии, но требуют дальнейшего развития. Поэтому я предлагаю Совету Федерации инициировать законодательное регулирование в данной области с целью создать стимул для автомобильной отрасли внедрять системы контроля скорости. Предусмотрев необходимый срок в несколько лет, закон даст нужный толчок и направление для автопрома. Без законодательной инициативы новые технологии, способные сберечь жизнь и здоровье гражданам, будут входить на рынок во много раз медленнее.
Я также согласен с тем, что обязательные новые технологии не должны быть чрезмерно дорогими, чтобы не повлечь значительные расходы со стороны потребителя. В 2017 году по оценкам Европейского совета транспортной безопасности стоимость всех компонентов системы, включая установку, составляла 186–249 евро1 (13–17 тысяч рублей). Но отмечается, что оборудование, входящее в эту стоимость, используется также и в других системах безопасности. Для сравнения: стоимость системы ЭРА-ГЛОНАСС составляет от 10 до 30 тысяч рублей2, а стоимость тахографа – 35–45 тысяч рублей3. Более того, благодаря интеллектуальному ассистенту скорости пользователи будут реже попадать на штрафы и снизится риск участия в ДТП. Значит, их расходы по этим статьям снизятся, что делает данную систему экономически выгодной для покупателя.
Подсчитано, что интеллектуальный ассистент скорости способен сократить количество аварий на 30% и количество смертей на дорогах на 20%4. В российских масштабах это десятки тысяч ДТП и тысячи жизней в год. Значительный ущерб не только гражданам, но и экономике страны, можно сократить, если ускорить внедрение систем контроля скорости посредством закона.
Поэтому я прошу Совет Федерации вместе с профильными министерствами не откладывать проработку данного вопроса.
__________________