По данным Росстата в 2021 году в России проживало 11 631 000 инвалидов. Из них 1 367 000 инвалидов I-й группы и 704 000 детей-инвалидов1.
Законом предусмотрено специальное пособие для ухаживающего за инвалидом первой группы, но условием его получения является полное прекращение трудовой деятельности. Да и сам размер этого пособия незначительный: при минимальной заработной плате в 13 890 (на 2022 год)2 оно составляет всего лишь 1 200 рублей3, то есть 8,6% от МРОТ. Родитель, ухаживающий за ребенком-инвалидом и инвалидом с детства, получает 10 000 рублей3 (72% от МРОТ), но также без права на заработок.
Мизерное пособие, потеря рабочего места и полный запрет на трудовую деятельность создают крайне неблагоприятные условия для тех, кто решил посвятить себя уходу за тяжелобольным близким человеком. Так, с одной стороны, инвалидизация выбивает из профессиональной деятельности не только самих инвалидов, но и их близких. И с другой стороны, слабая поддержка оказывающим уход родственникам вынуждает гораздо чаще прибегать к услугам социальных работников и даже отказываться от инвалидов, передавая их полностью на попечение интернатов.
Недавно был принят закон, согласно которому родственник, ухаживающий за инвалидом первой группы, имеет право на основании коллективного договора получить дополнительные неоплачиваемые отпуска в количестве не более 14 дней в году4. Безусловно, это положительный шаг, но этих мер недостаточно. В развитых странах наблюдается иной подход.
В Ирландии работник имеет право взять специальный неоплачиваемый отпуск по уходу за тяжелобольным в количестве до 104 недель (подряд или вразброс). Если член семьи, друг или коллега получил инвалидность и нуждается в постоянном уходе для поддержания жизнедеятельности, то работодатель по заявлению сотрудника, отработавшего в компании не менее 12 месяцев без перерыва, обязан отпустить его на запрашиваемый период с сохранением рабочего места. При этом он должен не допустить дискриминации и худших условий труда. Также он обязан засчитать оплачиваемый отпуск за первые 13 недель отсутствия на работе по причине ухода за больным5. Сотрудник, отправившийся в отпуск по уходу в Ирландии, может получать выплаты из Фонда социального страхования в размере 225 евро в неделю, плюс 20–48 евро в неделю за каждого зависимого от него ребенка6. При отсутствии страховых отчислений в нужном размере он также может получить аналогичное пособие по другой программе7. Сумма составляет 55% от минимальной заработной платы8. Но самое важное заключается в том, что при получении пособия ухаживающему разрешается работать не более 18,5 часов в неделю, получая чистый доход не более 332,5 евро в неделю (89% от минимального дохода9). Таким образом, каждый, кто пожелает проявить заботу об инвалиде, может сделать это, не переживая за свое рабочее место, по возможности работать на парт-тайм, и в итоге получать достойное содержание на тот период жизни, который он посвятил уходу за близким человеком.
В Великобритании пособие по уходу за взрослым инвалидом ниже, чем в Ирландии (67,6 фунтов в неделю). Но получающий его также может работать, хотя и ограничен недельным доходом в 128 фунтов10, что составляет около 41% от минимальной заработной платы11. При этом он обязан посвящать не менее 35 часов в неделю уходу за больным.
В Швеции пособие по уходу за ребенком-инвалидом в 2021 году составляло от 2 479 до 9 917 крон (20 300–81 300 рублей) в зависимости от того, в какой степени ребенок нуждается в уходе. Назначенная сумма может быть распределена между родителями. При этом оба родителя могут продолжать работать независимо от уровня их дохода. Работодатель в Швеции обязан предоставить возможность на сокращение количества рабочих часов максимум на 25% по заявлению родителя ребенка-инвалида12.

Мы предлагаем в России установить пособие для родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства в размере 85% от МРОТ (11 807 рублей на 2022 год). Также предлагаем установить пособие для ухаживающих за взрослыми инвалидами I-й группы в размере 25% от МРОТ (3 473 рубля на 2022). Отсутствие ежегодного увеличения данного пособия в зависимости от инфляции и девальвации со временем снижает его значимость. Из-за роста цен размер помощи от государства на уход за инвалидами уменьшается. Предлагаемая привязка пособия к МРОТ актуализирует его по отношению к нынешней экономической ситуации и позволит сохранить актуальность на годы вперед. Во всех перечисленных выше странах происходит ежегодное повышение пособия по уходу за инвалидами по причине инфляции. Государство было готово установить вышеуказанные пособия в размере 89% и 28% от МРОТ в 2019 и 2008 годах13. Для предлагаемых 85% и 25% в 2022 году существенных барьеров не наблюдается. Финансирование повышения пособия за счет его привязки к проценту от МРОТ можно осуществить за счет нашего предложения по привязке штрафов к макроэкономическим показателям (Часть 19.4).
Далее мы предлагаем дать возможность всем, получающим вышеуказанные пособия по уходу за инвалидами, разрешить работать и получать легальный доход, не превышающий 85% от МРОТ, при условии, что работе уделяется не более 70 часов в месяц.
Следующим шагом мы предлагаем предоставить прямым родственникам, ухаживающим за инвалидами I-й группы, детьми-инвалидами и инвалидами с детства, возможность работать на 25% меньше от стандартного рабочего времени, без оплаты, но с сохранением рабочего места. По согласованию с работодателем это может быть либо сокращенный рабочий день, либо сокращенная рабочая неделя, либо неоплачиваемый отпуск, включая 14 уже разрешенных дней.
Описанные выше меры приведут к ряду ощутимых преимуществ для общества и государства:
- Ухаживающие за инвалидами граждане будут вовлечены в социально-экономическую деятельность, и количество задействованного в трудовых отношениях населения увеличится.
- Инвалиды гораздо в большей степени будут получать заботу непосредственно от своих родных и близких, что является очень важным аспектом для их эмоционального благополучия.
- Количество случаев, когда инвалида отдают в интернаты на полное попечение государства, будет сокращаться.
Снижение числа инвалидов, переданных на попечение государства, будет выгодно для бюджета страны. По оценкам экспертов содержание инвалида в интернате обходится государству порядка 40 000 рублей ежемесячно. Даже с учетом того, что до 75% пенсии инвалида поступает в фонд интерната, разница между расходами интернатов и пособиями по уходу колоссальная. Также государство выделяет многомиллиардные суммы на строительство и реконструкцию этих учреждений14. По сравнению с текущими расходами предлагаемые нами меры не потребуют значительных вложений, и те в последствии окупятся.
В результате миллионы граждан России получат столь необходимую поддержку, которая поможет им справляться с трудностями, вызванными инвалидностью их родных и близких.
_____________________________________
- https://rosstat.gov.ru/folder/13964 , вкладка «Уровень инвалидизации в Российской Федерации»
- https://rg.ru/2021/12/09/mrot-s-2022-goda-sostavit-13-890-rublej.html
- https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/trud/socialnye-voprosy/soc_invalid/za_invalidov/viplati/
- http://duma.gov.ru/news/52655/
- https://www.citizensinformation.ie/en/employment/employment_rights_an...
- https://www.citizensinformation.ie/en/social_welfare/social_welfare_payments/carers/carers_benefit.html
- https://www.citizensinformation.ie/en/social_welfare/social_welfare_payments/carers/carers_allowance.html
- МРОТ в Ирландии на 2022 год – 409,5 евро в неделю. https://www.moneyguideireland.com/minimum-wage-in-ireland-2022.html
- Чистая минимальная зарплата в Ирландии после вычетов всех отчислений – 374 евро в неделю. Там же.
- https://workingfamilies.org.uk/articles/rates-earnings-limits/
- Минимальная оплата для человека от 23 лет – 8,91 фунтов в час, то есть 312 фунтов за 35 часов в неделю. https://www.gov.uk/government/publications/minimum-wage-rates-for-2022
- https://www.forsakringskassan.se/privatpers/foralder/om_ditt_barn_har_en_funktionsnedsattning/omvardnadsbidrag
- Фиксированная сумма пособия по уходу за ребенком-инвалидом и инвалидом с детства в 10 000 рублей была установлена в 2019 году и составляла тогда 88,7% от МРОТ, который был 11 280 рублей
https://mintrud.gov.ru/social/151
https://mintrud.gov.ru/labour/salary/113
Фиксированная сумма пособия по уходу за инвалидом I группы в 1 200 рублей была установлена в 2008 году и составляла тогда 27,7% от МРОТ (Летом 2008 года МРОТ на 2009 год был установлен в размере 4330 рублей):
https://rg.ru/2008/05/22/samarina.html
https://ria.ru/20080625/112067604.html - https://www.kommersant.ru/doc/4964505
https://rg.ru/2021/01/20/skolko-stoit-soderzhanie-v-dome-prestarelyh-v-rossii.html https://rostovgazeta.ru/news/society/17-11-2021/skolko-stoit-soderzhanie-v-domah-prestarelyh-v-rostovskoy-oblasti-i-kak-tuda-popast/se3 https://www.kommersant.ru/doc/4180226 https://www.kp.ru/putevoditel/lichnye-finansy/posobie-po-invalidnosti/

Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» предусмотрено предоставление неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, ежемесячных компенсационных выплат в размере 1 200 рублей.
Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» (далее – Указ № 175), с 1 июля 2019 года установлены ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы:
а) родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) – в размере 10 000 рублей (ранее: до 2013 года – 1 200 руб., с 2013 года по 1 июля 2019 года – 5 500 руб.);
б) другим лицам – в размере 1 200 рублей.
Учитывая, что инвалид с детства I группы нуждается в продолжении ухода в том же объеме, как и ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет, ежемесячная выплата сохранена при уходе за данной категорией граждан.
При этом индексация названных размеров не предусмотрена.
Благодарю за подробный ответ о мерах государственной поддержки лиц, осуществляющих уход за инвалидами, и прошу детально изучить мои предложения в этой сфере.
Очевидно, что государство не оставляет без внимания ухаживающих за инвалидами, и существующие льготы и пособия оказывают ощутимую поддержку семьям с инвалидами. Однако, стоит обратить внимание на создание лучших условий, особенно в плане совмещения ухода за инвалидами и осуществления профессиональной деятельности.
Во-первых, без индексации размеров пособия его значимость ощутимо теряется со временем. Вы отметили, что пособие по уходу за инвалидом в 1 200 рублей было установлено ближе к началу 2007 года, и с тех пор не изменялось. За 15 лет из-за инфляции и девальвации эта сумма сильно обесценилась. МРОТ в 2007 году составлял 2 300 рублей, а в 2022 году 13 890 рублей1, то есть вырос в 6 раз. Примерно в такой же пропорции выросли и цены за это время. Если на момент введения пособия оно казалось внушительным, то сейчас оно несущественно. Поэтому я предлагаю привязать размер пособий по уходу за инвалидами к динамическому показателю, который увеличивается ежегодно, с целью избежать его обесценивание.
Во-вторых, если человек получает пособие по уходу за инвалидом, то он должен обязательно быть безработным и не имеет право на доход. С одной стороны, эта позиция понятна, поскольку сам уход является работой, за которую государство платит (включая пенсионные права) и ожидает, что ухаживающий будет посвящать все время этой работе. Но, с другой стороны, это создает значительные барьеры для тех, кто хочет посвятить себя уходу за больным близким человеком, но при этом имеет возможность уделять немного времени подработке с целью поддерживать нелегкое материальное положение и полностью не утратить профессиональные навыки2. Поэтому, опираясь на успешный зарубежный опыт, я предлагаю разрешить работать и получать пособие по уходу за инвалидом одновременно, но в установленных рамках: не более 70 часов в месяц и не более 85% от МРОТ.
В-третьих, для работающего прямого родственника инвалида в трудовом законодательстве не предусмотрена возможность тратить меньше времени на работу, чтобы уделять больше внимания нуждающемуся. Единственная имеющаяся поддержка – это дополнительные 14 дней неоплачиваемого отпуска в году. Вместо этого я предлагаю установить возможность работать на 25% меньше, без оплаты, но с сохранением рабочего места. Это даст больше гибкости работодателям и сотрудникам договариваться о сокращенном рабочем графике, а семьи могут полноценно оказывать заботу об инвалиде, но при этом не оставлять свою профессиональную деятельность. Например, в семье, где отец, мать, сестра и брат хотят сами ухаживать за инвалидом, они могут делать это по очереди без ущерба карьере, если у них будет законное право работать на четверть меньше нормы.
Вы справедливо отмечаете, что в системе долговременного ухода предусматриваются различные мероприятия по оказанию комплексной сбалансированной помощи инвалидам. Поэтому я прошу внимательно рассмотреть каждое мое предложение по улучшению положения и ухаживающих за инвалидами. Прошу Вас выступить инициатором ежегодной индексации пособия для них, закрепления ограниченного права на труд для получающих эти пособия и права на сокращенный рабочий график для прямых родственников. Такой шаг окажет ощутимую пользу обществу, поскольку поддержка инвалидов со стороны их близких возрастет, а значит сократятся случаи передачи их на попечение государства.
__________________

Совет Федерации:
Как Вам сообщалось в разъяснениях Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, компенсационные выплаты по уходу регулируются исключительно указами Президента Российской Федерации.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не наделен правом внесения изменений в указы Президента Российской Федерации.
Администрация Президента:
Названные компенсационная и ежемесячная выплаты являются мерой социальной поддержки неработающих трудоспособных граждан, осуществляющих уход за нетрудоспособными лицами, которые в связи с необходимостью осуществления такого ухода не имеют возможности работать. Данная выплата является частичной компенсацией заработка лица, осуществляющего уход и не может расцениваться как прибавка к пенсии: она хотя и выплачивается вместе с пенсией, но предназначена лицу, который этот уход осуществляет. Данные выплаты установлены в фиксированном размере и их индексация Указами № 1455 и № 175 не предусмотрена. Получение ежемесячных выплат лицами, получающими заработную плату, не соответствует заложенному в Указе № 175 принципу адресного подхода...
Таким образом, компенсационная и ежемесячная выплаты, осуществляемые в рамках указов № 1455 и № 175, устанавливаемые без критериев нуждаемости, без учета требований к объему и качеству ухода, перечню услуг, порядку их предоставления и контролю за таким уходом, является, по сути, дополнительной мерой поддержки нетрудоспособных граждан вне рамок системы социального обслуживания, не заменяя и не подменяя ее.
Благодарю Комитет Совета Федерации по социальной политике и Администрацию Президента за ответ на мои предложений по созданию благоприятных условий для ухаживающих за инвалидами.
Мною получено детальное разъяснение относительно позиции государства по поводу выплаты пособий для лиц, осуществляющих уход. Администрация Президента рассматривает их лишь как дополнительную меру поддержки нетрудоспособных граждан помимо действующей системы социального обслуживания. Эти пособия преподносятся как инструмент для привлечения безработных к оказанию услуг по уходу за инвалидами. Если безработный оказывается родителем или опекуном ребенка-инвалида или инвалида с детства I-й группы, то его труд оплачивается в 10 000 рублей в месяц (плюс страховой стаж). В других случаях 1 200 рублей (плюс страховой стаж).
Из ответа госорганов следует, что забота близких и родных не является частью государственной системы поддержки инвалидов, а предусмотренные указом Президента пособия рассматриваются властями как своеобразный «бонус», эффективность которого не подлежит обсуждению.
К сожалению, чиновники не видят необходимость сделать акцент на развитии системы домашнего ухода, где члены семьи и близкие сами заботятся об инвалидах. Я привел ряд аргументов, почему именно такой подход способен дать огромные преимущества для общества и государства в будущем. Но они оставлены без внимания.
На данный момент я получил только общую целостную позицию госорганов, но нет конкретного ответа от Администрации Президента, Совета Федерации и Минтруда на каждое мое предложение. Поэтому я прошу госслужащих в вышеуказанных органах предоставить свою позицию относительно каждого моего предложения в отдельности: есть ли поддержка и если нет, то почему.
- Привязать пособие по уходу за инвалидами выплату к МРОТ (25% и 85%). Компенсация потери заработка для лиц, осуществляющих уход, без индексации является полумерой. Сейчас разница между компенсацией и потенциальной зарплатой в процентном соотношении постоянно увеличивается. Данная выплата все меньше и меньше компенсирует те финансовые потери, которые несет человек, решивший посвятить время уходу за близким. А значит, она утрачивает свою функцию.
- Разрешить иметь доход получающим пособие по уходу, но не более 85% от МРОТ и не более 70 рабочих часов в месяц. Администрация Президента признает, что данная выплата является частичной компенсацией заработка лица, осуществляющего уход. Но при этом указ Президента ограничивает действие этой компенсации исключительно безработными. Выходит так, что, получая лишь частичную компенсацию, граждане не могут быть задействованы в частичной занятости. Вопрос в следующем: на какие средства жить человеку, посвятившего себя заботе о близком, если компенсация его труда значительно меньше прожиточного минимума, а частичный доход запрещен? Любой из возможных ответов не является удовлетворительным для семей, столкнувшихся с тяжелой инвалидностью. Но получение пособий с возможностью совмещать уход с частичной занятостью является доказанным решением на основании зарубежного опыта. Тем более, что оно не требует никакого финансирования со стороны государства.
- Разрешить прямым родственникам, имеющим на попечении инвалидов, работать на 25% меньше (без оплаты, но с сохранением рабочего места). Эта мера не связана с пособиями по уходу и регулируется трудовым законодательством, а не напрямую указом Президента. Я прошу Совет Федерации и Минтруд выступить с данной инициативой, которая помогла бы без вовлечения дополнительного финансирования стать ощутимой поддержкой для семей с инвалидами.
Создание благоприятных условий для родных и близких в осуществлении ухода за инвалидами окажет благотворное влияние на все общество и станет выгодным для государственного бюджета за счет сокращения расходов на содержание инвалидов в интернатах.