Контроль выхлопных газов

В крупных городах России 80–90% всего объема загрязняющих веществ в воздухе приходится на выбросы от автотранспорта1. ООН предупреждает, что продукты сжигания топлива являются причиной примерно трети смертей от инсульта, хронических респираторных заболеваний и рака легких.

Исследование, проведенное в Канаде в 2014 году, показало, что по факту лишь малая часть транспортных средств сильно загрязняет воздух: 25% автомобилей ответственны за 100% выбросов монооксида углерода, 100% черного углерода и 77% других взвешенных частиц2. Поэтому борьбе с неисправными автомобилями, загрязняющими воздух, необходимо уделить особое внимание.

В России за эксплуатацию транспортных средств с превышением нормативов загрязняющих веществ в выбросах предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей3. Несмотря на такую санкцию, множество автомобилей, автобусов и грузовиков, отравляющих атмосферу, продолжают ездить в населенных пунктах, поскольку используемые на сегодняшний день газоанализаторы обеспечивают лишь точечную проверку и не позволяют охватывать весь транспортный поток и собирать данные.

В развитых странах в последние годы началось повсеместное внедрение новой технологии инфракрасной спектроскопии выхлопных газов от движущихся транспортных средств. Безопасное для глаз инновационное лазерное оборудование точно просчитывает объем выделяемых из выхлопной трубы газов в режиме реального времени. Оснащенная видеокамерой система аппаратно-программного обеспечения получает мультиспектральное изображение выхлопного шлейфа и собирает данные о выбросах транспортным средством различных вредных веществ, таких как CO, CO2, NO, NO2, (NOx), HC и PM. Точность измерения на многополосной дороге составляет 84%, на однополосной дороге 95%. Таким образом, можно быстро определить разницу между чистыми автомобилями и автомобилями с высоким уровнем выбросов в естественных условиях. Датчик способен работать автономно и непрерывно, без необходимости в калибровке, в любое время суток, в любую погоду, кроме дождя. Помимо температурного спектра выхлопа, камера фиксирует номерной знак, скорость и ускорение, дату и время, и формирует отчет для каждого автомобиля в отдельности4. Это позволяет властям стран принимать меры по борьбе с отравлением воздуха на основании полученных данных.

Технология инфракрасной спектроскопии транспортного потока на предмет превышения загрязняющих веществ известна с 2014 года. Тогда ее начали применять в Гонкоге и США5. C тех пор система была опробована в разных странах, таких как Канада, Германия, Бельгия, Франция, Италия, Великобритания, и доказала свою эффективность для решения различных практических задач6. Например, в Бельгии точность обнаружения грузовиков с неисправной системой защиты от вредных выбросов выросла с 10% до 86% после внедрения EDAR7.

Мы предлагаем в России разработать и внедрить аналогичную технологию сканирования транспортного потока на предмет выявления автомобилей, превышающих допустимую норму выброса вредных веществ в атмосферу.

За выявленное нарушение, с учетом погрешности прибора, предлагаем автоматически выписывать штраф. Сам размер штрафа за эксплуатацию механических транспортных средств, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах превышает нормативы, предлагаем поднять с 500 рублей до 1500 рублей. За систематическое нарушение предлагаем установить штраф до 3 000 рублей. Текущий размер штрафа был установлен в 2013 году8, и за это время МРОТ вырос в 3 раза, а прожиточный минимум - в 2,5 раз9. Поскольку данное нарушение напрямую влияет на здоровье населения, то приведение наказания в соответствие с текущей экономической ситуацией крайне важно. Все средства от этих штрафов предлагаем направлять на расширение количества таких автоматизированных пунктов проверки на экологическое соответствие.

В первую очередь, предлагаем установить эти камеры на въездах в большие города и их центральные районы. Предлагаем предусмотреть возможность установки автоматических камер-газоанализаторов и за счет частных средств: например, на тот случай, если жилищный кооператив или организация пожелает таким способом ограничить езду потенциально опасного для здоровья транспорта по дорогам, проходящим в непосредственной близости.

Благодаря этим мерам в городах России:

  • сократится выброс отравляющих веществ и парниковых газов;
  • снизится рост заболеваний, связанных с загрязнением воздуха;
  • правительство получит эффективный инструмент контроля экологической ситуации.

Улучшение экологии приведет к увеличению качества и продолжительности жизни миллионов россиян.

_____________________________________

Язык
ru
Номер части (без пробелов, через точку)
20.8
Ответ от гос. органа
Наименование органа
Совет Федерации, Минприроды
Изображение гос. органа
org
Ответ гос. органа

Совет Федерации:

14 сентября 2022 года

Сообщаем, что Ваше обращение, поступившее в Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации, в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" направлено в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации за № 5.8.8/38051п-1.

Минприроды:

6 октября 2022 года

Минприроды России в целом поддерживает проекты, направленные на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе от автотранспорта.

Полагаем, что технологии дистанционной инфракрасной спектроскопии могут быть применены для мониторинга состава атмосферного воздуха и установления источников и уровня его загрязнения, что может стать эффективным инструментом для принятия управленческих решений в целях улучшения качества атмосферного воздуха в городах.

Приказом Минстроя России от 25.12.2020 № 866/пр утверждена Концепция проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город», предусматривающая повсеместное внедрение цифровых решений. Одним из направлений указанной Концепции является внедрение системы ведения мониторинга изменений и прогнозирования возможных рисков загрязнения и ухудшения показателей экологической безопасности.

С учетом изложенного, для проработки предложений по внедрению технологий дистанционного инфракрасного зондирования транспортных потоков в целях выявления автомобилей, превышающих допустимые нормативы выбросов, целесообразно обращаться в вышеуказанные органы власти.

Отмечаем также, что Минприроды России обращалось в Минюст России с предложением увеличить предусмотренные статьей 8.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штрафы за эксплуатацию автомобилей, мотоциклов или других механических транспортных средств, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, пр

Комментарий от Давыдова
14 октября 2022 года

Благодарю Совет Федерации и Министерство природных ресурсов и экологии за рассмотрение моего предложения о внедрении автоматических штрафов для владельцев автомобилей, превышающих нормативы выбросов загрязняющих веществ, с помощью новых технологии дистанционного сканирования выхлопа.

ООН утверждает, что сегодня более 7 млн людей в мире ежегодно умирают из-за загрязнения воздуха1. Автомобильный транспорт является главным источником загрязнения воздуха в городах. Международный совет по чистому транспорту (ICCT) оценил, что в 2015 году выбросы автотранспорта стали причиной 385 000 преждевременных смертей в мире и принесли ущерб здравоохранению на сумму 1 триллион долларов2.

Согласно данным швейцарской технологической компании по контролю качества воздуха IQAir, в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах европейской части России более 80% загрязнений атмосферы приходится на автомобильный транспорт, и только в Москве от загрязненного воздуха преждевременно умирает 5 000 человек в год3.

Исследование, проведенное в Мадриде, показало, что лишь малая часть автомобилей ответственна за большую часть выброса вредных веществ. Например, 4% машин генерировали 41% оксида азота. Причем было отмечено, что в большинстве случаев неисправности, ведущие к превышению, относительно легко устраняются при ремонте4.

Первым городом в мире, который начал использовать датчики определения чрезмерного выхлопа автотранспорта в ограничительных целях, является Гонконг. В 2014 году Департамент защиты окружающей среды Гонконга ввел спектроскопию выбросов транспортного потока в процедуры борьбы с нарушителями2. В режиме реального времени видеокамеры, оборудованные специальными сенсорами, фиксируют автомобили, которые превышают допустимую норму выбросов. Сразу после обнаружения неисправного транспортного средства система выписывает предупреждение владельцу, обязывая его в течение 12 дней обратиться в сертифицированный Центр тестирования выбросов для получения заключения. Если автомобиль не пройдет проверку в срок, то лицензия на его эксплуатацию автоматически изымается5.

Я считаю, что в России стоит начать разработку собственных технологий инфракрасной спектроскопии выхлопных газов, поскольку экологическая ситуация в городах из года в год ухудшается. Потребуется время, чтобы разработать, протестировать и установить необходимое оборудование. Такая технология в будущем позволит решать множество экологических задач, в том числе и за счет применения наказания к нарушителям.

Министерство природы и экологии поддерживает данную идею, направленную на снижение уровня загрязнения воздуха, полагая, что описанная в ней технология может стать эффективным инструментом для принятия управленческих решений. Поэтому я прошу Правительство и Совет Федерации инициировать программу разработки и интеграции технологии дистанционной инфракрасной спектроскопии. Исходя из полученного мною ответа, очевидно, что необходима вовлеченность нескольких министерств для согласования всех нюансов.

Воплощение данного предложения станет частью реализации стратегического плана государства по снижению преждевременной смертности и сохранению здоровья населения.

__________

  1. https://unece.org/air-pollution-and-health
  2. https://www.science.org/doi/10.1126/sciadv.abl7575
  3. https://www.iqair.com/russia/moscow
  4. https://ec.europa.eu/research-and-innovation/en/horizon-magazine/cutting-edge-european-technology-cleaner-mobility-cities
  5. https://www.epd.gov.hk/epd/english/environmentinhk/air/guide_ref/remote_sensing_Petrol_n_LPG.htm
Файл для кнопки "Читать полностью"
category
Экология