Согласно исследованию Росстата, в 2016 году среди получивших среднее специальное образование в 2010–2015 годах количество безработных составило 320 200 или 11,7%. Из трудоустроенных выпускников училищ и техникумов 38,3% имели работу, не связанную с приобретенной во время обучения профессией1. Очевидно, что для сотен тысяч молодых россиян средне-специальное образование не приносит практической пользы. Такая тенденция является одним из факторов роста молодежной безработицы.
Чтобы повысить востребованность молодежи на рынке труда, многие развитые страны делают ставку на институт ученичества на рабочем месте, вовлекая в него в первую очередь несовершеннолетних.
В Швейцарии, Германии, Австрии, Дании, Норвегии от 30% до 70% учащихся средних школ задействованы в трудовых отношениях по так называемой системе «дуального» профессионального образования, когда совмещается обучение в школе с обучением на работе2.
Швейцарская модель заслуженно является «золотым стандартом» в этой области. Закон о профессиональном обучении 2002 года3 обязал региональные власти поддерживать трудоустройство подростков, получивших базовое образование, и обеспечивать условия для компаний по созданию специальных ученических рабочих мест4. В программе задействованы сотни позиций в разных сферах: от общественного питания до высокотехнологичного производства и программирования5. Для бизнеса вовлечение подростков в работу является выгодным. По данным на 2019 год, средний годовой доход предпринимателя от найма одного молодого стажера за вычетом его зарплаты и всех сопутствующих расходов составил 3 000 франков6. Обучение подростков на рабочем месте формирует всю систему образования в Швейцарии. Две трети школьников в возрасте 14–15 лет выбирают этот путь, и через 2–4 года они уже становятся востребованными специалистами7.

Великобритания также всячески поддерживает обучение молодых людей во время работы. За прием на стажировку подростка от 16 до 18 лет работодатель получает 1 000 фунтов. Он освобождается от обязательств уплачивать вклад в фонд социального страхования за сотрудника до 24 лет, который находится на программе ученичества, что позволяет сэкономить 1 500–2 000 фунтов в год даже при минимальной зарплате8. Более того, государство в зависимости от размера компании оплачивает 95% или 110% расходов на обучение и аттестацию начинающего специалиста9. Во время пандемии правительство Великобритании учредило дополнительный грант 2 000 фунтов для компаний, принимающих молодежь 16–25 лет на обучение10.
В Новой Зеландии, если работодатель нанимает молодого человека возрастом от 15 до 24 лет с возможностью приобрести новые навыки, то государство платит ему пособие в размере 276 новозеландских долларов (21 000 рублей) в неделю. Длительность оплачиваемой программы назначается индивидуально в зависимости от сложности профессии, но не превышает 52 недели. Работодатель должен соблюдать следующие требования:
- Размер зарплаты не ниже установленного минимального уровня
- Вакансия является новой, то есть никто не был уволен, чтобы освободить место
- Рабочее место сохраняется за стажером после программы (за исключением проектной работы с заранее установленными сроками, по итогам которой работник получает необходимые навыки)11
Более того, государственные органы полностью покрывают стоимость специализированного обучения через отраслевые учебные организации, а также помогают работодателю в поиске подходящего кандидата, сокращая его расходы на подбор персонала12.
В Швейцарии легкая работа разрешена с 13 лет, а с 15 лет подросток имеет право подписывать контракт на полноценное трудоустройство, за исключением работ, которые могут навредить его психофизическому развитию и ограничены возрастом в 16 и 18 лет13. В Великобритании подросткам 13–15 лет разрешена частичная занятость14. Они освобождены от налогов, если их годовой доход не превышает 12 570 фунтов15. В Новой Зеландии нет минимального возраста для трудоустройства, то есть подросток в любое время может начать работать, если соблюдаются ограничения по запрещенным видам работ до наступления 14, 15, 18 и 20 лет16.
Перечисленные выше страны показывают значительно лучшие результаты по сравнению с Россией в плане молодежной безработицы. Швейцария – 6,9% среди возраста 15–29 лет17. Новая Зеландия - 9,6% для возраста 15–24 года18, Великобритания – 11,2% для возраста 16–24 года19. В России же по последним данным безработица среди молодежи в возрасте 18–29 лет составила 16%20. Но если включить и возраст 15–17 лет, то уровень будет еще выше21.
С 2014 года в России работает пилотный проект по внедрению дуальной системы образования. Хотя его эффективность была доказана, в силу определенных трудностей программа до сих пор не получила масштабного охвата, задействовав всего лишь 57 306 студентов средне-специального обучения22 (1,5–2%). Есть и опыт разовых мероприятий по профориентации и обучению подростков на рабочих местах. Например, администрация Москвы устраивала акцию по месячной стажировке подростков во время последних летних каникул23. Но для достижения стабильных результатов необходимо улучшать условия для предпринимателей в сфере найма и обучения молодого поколения.

Опираясь на примеры развитых стран, мы предлагаем создать в России новые возможности для подростков быть вовлеченными в трудовые отношения и получать профессиональные навыки на рабочем месте:
- Снизить легальный возраст для вступления в трудовые отношения с 14 лет до 13 лет (с согласия родителей/опекунов) и с 16 лет до 15 лет (самостоятельно). Для предпринимателей появится больше возможностей найти талантливых и трудолюбивых молодых людей в тех сферах, где закон разрешает им работать. Подростку это даст возможность попробовать свои силы еще раньше, чтобы увеличить уровень или количество приобретаемых навыков.
- Для компаний, устраивающих на новые вакансии подростков 13–18 лет и обучающих их на рабочем месте, предоставлять субсидии в течение 6–12 месяцев при условии дальнейшего сохранения рабочего места или участия в социально значимом проекте. Размер пособия предлагаем определять на региональном уровне, но в следующих рамках: не меньше минимальной государственной академической стипендии и не больше МРОТ. Государство выделяет огромные средства на поддержку средне-специального образования и помощь безработным. Часть этого бюджета может быть направлена и на программу увеличения рабочих мест для обучения подростков, поскольку она решает аналогичные задачи. Благодаря господдержке предприниматели будут мотивированы брать юного новичка и взращивать из него специалиста.
- Освободить работающих подростков 13–18 лет от взносов по социальному страхованию, а также от всех налогов, если доход не превышает двойного размера МРОТ. За счет льгот, в совокупности с субсидиями за ученичество, найм подростков станет намного привлекательней для работодателей.
- Отменить занижение нормы часов в день и в неделю при совмещении учебы с работой, оставив лишь общий возрастной лимит в 24 часа и 35 часов24, но только при условии соблюдений требований по обязательному образованию. Тогда у работодателей и у подростков будет больше гибкости в планировании времени. При текущих ограничениях работодатель не мотивирован вкладывать время и усилия в обучение сотрудника, если он не может вовлечь его в полноценный рабочий процесс даже на выходных или каникулах.
Общественная польза от воплощения вышеуказанных предложений очевидна:
- Подростки будут мотивированы набираться опыта еще до получения полного среднего образования, а значит, им будет гораздо легче строить карьеру в будущем, что в итоге приведет к снижению безработицы среди молодежи.
- Благодаря вовлеченности подростков в работу, у них будет меньше свободного времени на деструктивное поведение, что приведет к сокращению подростковой преступности, вредных привычек, подростковой беременности и других социальных проблем, присущих этому возрасту.
- Увеличится доля населения, вовлеченного в экономическую деятельность.
- Качество работы и производительность специалистов в организациях и предприятиях со временем значительно улучшатся.
- Предприниматели получат материальную поддержку, а также больше возможностей в поиске талантов для успешного развития бизнеса.
Все вложенные средства и усилия со стороны государства в массовое вовлечение подростков в профессиональные отношения сполна окупятся в среднесрочной и долгосрочной перспективах за счет перечисленных выше преимуществ. Реализация этих мер неминуемо приведет к повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности страны.
_____________________________________
- https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr/index.html, таблицы 3.5 и 3.9
- http://ncee.org/wp-content/uploads/2015/03/SWISSVETMarch11.pdf, стр 7
- https://www.fedlex.admin.ch/eli/cc/2003/674/de
- https://www.sbfi.admin.ch/sbfi/en/home/education/vocational-education-and-training--vet-/apprenticeship-positions.html
- https://www.berufsberatung.ch/dyn/show/2930?lang=de
- https://www.swissinfo.ch/eng/vocational-training--_report--it-pays-for-companies-to-have-apprentices--/45394462
- https://www.sbfi.admin.ch/sbfi/en/home/education/vocational-education-and-training--vet-.html
- https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/800061/Supporting_young_apprentices.pdf , стр 6
- https://www.gov.uk/employing-an-apprentice/get-funding
- https://duncantoplis.co.uk/covid-19/government-support-for-jobs/
- https://www.workandincome.govt.nz/employers/subsidies-training-and-other-help/flexi-wage.html
- https://www.employment.govt.nz/starting-employment/hiring/hiring-young-people/why-employ-young-people/
- https://www.seco.admin.ch/seco/de/home/Arbeit/Arbeitsbedingungen/Arbeitnehmerschutz/Jugendliche.html
- https://www.gov.uk/child-employment
- https://www.gov.uk/child-employment/paying
- https://www.employment.govt.nz/starting-employment/rights-and-responsibilities/young-employees/
- https://www.bfs.admin.ch/bfs/en/home/statistics/work-income/unemployment-underemployment.gnpdetail.2022-0552.html
- https://www.stats.govt.nz/news/youth-unemployment-rate-three-times-national-average
- https://commonslibrary.parliament.uk/research-briefings/sn05871/
- https://tass.ru/ekonomika/11571509
- Подростки до 18 лет более уязвимы в плане безработицы. Например, в конце 2019 года безработица среди молодежи 20–24 года была 15,1%, а среди 15-19 лет – 22,1%:
https://rg.ru/2021/02/04/rossii-neobhodimo-preodolet-molodezhnuiu-bezraboticu.html - https://asi.ru/leaders/initiatives/education_leaders/dualeducation/
- https://ya-doma.ru/news/1000-podrostkov-proshli-oplachivaemye-stazhirovki-v-gosudarstvennyh-i-kommercheskih-organizacziyah-stoliczy/
- При совмещении работы с учебой максимальное рабочее время подростка - 12 часов в неделю (до 16 лет) и 17,5 часов в неделю (16–18 лет). Рабочая смена детей от 14 до 15 лет не может превышать 4 часа, от 15 до 16 лет - 5 часов, от 16 до 18 лет - 7 часов. При совмещении работы с учебой продолжительность смены сокращается для детей от 14 до 16 лет - до 2,5 часа, от 16 до 18 лет - до 4 часов.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_329107/

Таким образом, по нашему мнению, установленные Трудовым кодексом ограничения на трудоустройство лиц, не достигших возраста шестнадцати лет, направлены в первую очередь на охрану их здоровья и нравстенности, предоставление им возможности получения образования, а также на реализацию требований международного права.
Вместе с тем сообщаем, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. № 3581-р утверждена Долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 года (далее – Программа). Целью Программы является создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи в условиях трансформационных процессов на рынке труда.
Мероприятия Программы нацелены в первую очередь на развитие профориентационной работы с молодежью, развитию промышленного туризма с целью ознакомления с профессиями и предприятиями, предусматривается создание условий для освоения учащимися профессиональных образовательных организаций предпринимательских компетенций и организации практического обучения на базе индивидуальных предпринимателей. Также предусмотрена подготовка предложений по расширению возможностей совмещения получения образования и трудовой (предпринимательской) деятельности, запланированы мероприятия, направленные на развитие и поддержку предпринимательской инициативы молодежи, в частности проект «Страна мастеров», который будет давать возможность персонального сопровождения молодежи в предпринимательстве. Также предусмотрены мероприятия по развитию волонтерства в качестве первого опыта занятости. Программой также предполагается субсидирование трудоустройства, профессиональное обучение различных категорий молодежи.
Благодарю Министерство труда и социальной защиты за подробный ответ на мои предложения по улучшению условий для интеграции подростков в рынок труда.
Очевидно, что государство оказывает поддержку безработным в поиске трудоустройства, с особым упором на молодежь. На самом деле, утвержденная в декабре прошлого года «Долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 года» способна оказать прорыв и существенно сократить уровень молодежной безработицы. Комплекс запланированных мероприятий при успешной реализации, безусловно, принесет плоды.
Однако, согласно озвученным целевым показателям, программа направлена, в первую очередь, на резкое увеличение трудоустройства среди выпускников вузов и колледжей. При этом трудоустройство подростков в возрасте 14–18 лет рассматривается программой как временное или в качестве профессиональных проб1. Акцент на создание благоприятных условий для вовлечения в трудовую деятельность подростков может стать катализатором для достижения успешности программы. На это стоит сделать ставку по следующим причинам.
Во-первых, современные информационные технологии и способы коммуникации значительно облегчают процесс обучения, высвобождая больше свободного времени. При наличии моментального доступа к любой информации подростки могут планировать время и усилия, которые они хотят уделять тем или иным образовательным дисциплинам. Это позволяет регулировать академическую нагрузку в пользу получения практических навыков. К сожалению, большинство современных подростков используют свободное время на деструктивные развлечения, чем на приобретение навыков. Но если на рынке труда появится больше вакансий с перспективой обучения на рабочем месте, нацеленных на этот возраст, то для многих это может дать стимул к тому, чтобы не тратить время попусту, а использовать его с пользой.
Во-вторых, стремясь получить постоянную работу в желаемой сфере, пусть даже и по частичной занятости, подросток раньше столкнется с реалиями рынка труда на практике, осознав всю сложность конкуренции. Искусственно созданная государством производственная практика и временные рабочие места для подростков не позволяют понять, что значит держаться за рабочее место. Проблема молодежной безработицы заключается, в первую очередь, не в отсутствии образования или опыта, а в эмоциональной внутренней незрелости поколения, включая низкую мотивацию к труду и самодисциплине. Эти качества закладываются как раз в подростковом возрасте. Если заинтересовать предпринимателей создавать специальные выделенные рабочие места для возраста 13–18 лет с обучением их в компаниях, то в естественной среде подростки вырастут гораздо быстрее и при этом могут совмещать работу с посещением образовательных учреждений.
Согласно данным Росстата, в 2020 году безработица среди подростков 15–19 лет составляет 27,2%, в то время как общий показатель - 5,8%. Из постоянно работающих в этой возрастной группе 47% задействованы в неформальном секторе при 20% без учета возраста2. То есть, каждый четвертый подросток не может найти работу, а из тех, кто ее нашел, каждый второй работает неофициально. Эти цифры говорят о том, что компании в слабо заинтересованы трудоустраивать подростков. Но, тем не менее, улучшить положение можно в том числе и за счет сокращения ненужных препятствий и создания дополнительных стимулов.
Поэтому я прошу Министерство труда и социальной защиты дополнить и расширить существующую программу содействия занятости молодежи моими предложениями:
- Для компаний, устраивающих на новые вакансии подростков 13–18 лет и обучающих их на рабочем месте, предоставлять субсидии в течение 6–12 месяцев при условии дальнейшего сохранения рабочего места или участия в социально значимом проекте.
- Освободить работающих подростков 13–18 лет от взносов по социальному страхованию, а также от всех налогов, если доход не превышает двойного размера МРОТ.
Также прошу Вас пересмотреть свою позицию и выступить с инициативой смягчить законодательные ограничения, чтобы создать более благоприятную среду для адаптации подростков на рынке труда:
- Снизить легальный возраст для вступления в трудовые отношения с 14 лет до 13 лет (с согласия родителей/опекунов) и с 16 лет до 15 лет (самостоятельно).
- Отменить занижение нормы часов в день и в неделю при совмещении учебы с работой, оставив лишь общий возрастной лимит в 24 часа и 35 часов, но только при условии соблюдений требований по обязательному образованию.
Согласно законодательству, возраст поступления в школу шесть лет и шесть месяцев, и он может быть снижен по совместному решению родителей и руководства школы3. Значит, в 15 лет некоторые подростки уже могут получить обязательное образование. В связи с близостью окончания основной школы именно в возрасте 15 лет подросток впервые сталкивается с проблемой выбора рода деятельности. Поставить его перед неминуемым выбором, но при этом ограничить в правах, не является последовательной практикой. Поэтому снижение на один год важно. Тем более, что рынку труда это даст больше кандидатов в этом возрастном сегменте, что усилит конкуренцию.
Ограничение в количестве часов в день и в неделю хотя и призвано защитить право подростка на получение образования, на практике же оно мешает получать ему ценные навыки, востребованные на рынке труда. Например, 17-летний студент профессионально-технического колледжа сейчас не может построить свой график так, чтобы учиться с понедельника по четверг, и выходить на восьмичасовой рабочий день с пятницы по воскресенье. Также закон запрещает ему одновременно учиться в утренние часы (например, с 08:00 до 12:00) и работать в послеобеденное время (например, с 14:00 до 20:00). Обучать такого студента полезным навыкам ради 17,5 часов в неделю и 4 часов в день многим предпринимателям может быть не выгодно, поскольку такое расписание далеко от реальных нужд бизнеса. С другой стороны, если подросток уже нашел работу, то данный закон отпугивает его от поступления в образовательное учреждение, поскольку не позволяет одновременно эффективно работать и учиться, вынуждая бросать работу ради учебы.
Я поддерживаю те ценности, которые Вы отстаиваете в данном вопросе, а именно: охрана здоровья и нравственности, предоставление возможности на образование и реализация международного права. Но хочу отметить, что противоречий между ними и моими предложениями нет по следующим причинам.
Во-первых, статья 265 Трудового кодекса устанавливает перечень работ, которые запрещаются несовершеннолетним в целях сохранения их физического, психического и эмоционального благополучия4. Снижение допустимого возраста для вхождения на рынок труда на один год и предоставление возможности гибкого графика не отвергают и не изменяют эти нормы. Более того, в связи с появлением новых сфер, этот список дополняется и расширяется, чтобы еще более защитить подростков от пагубного воздействия той или иной деятельности на их здоровье и нравственность. Ограничение перечня допустимых работ для определенного возраста является единственно правильной мерой для избежания злоупотреблений.
Во-вторых, право на образование закреплено законодательно и никак не ущемляется снятием предлагаемых ограничений, поскольку трудоустройство подростков должно работать в рамках существующих прав и обязательств по получению образования. Право на более свободный график труда для подростков не является конкурирующим с их правом на образование, но наоборот гармонирует с ним, позволяя планировать время и тем самым достигать как академических, так и практических результатов.
В-третьих, международные соглашения, на которые Вы ссылаетесь, также не ставят под сомнение легитимность начала трудовой деятельности в 15-летнем возрасте и возможность для несовершеннолетних работать больше 4-х часов в день и 17,5 в неделю при наличии учебы. Согласно статье 2 Конвенции №138 «О минимальном возрасте приема на работу», минимальный возраст не должен быть ниже окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не должен быть ниже 15 лет. Статья 7 позволяет легкую работу в возрасте от 13 лет5. Сама Швейцария, где в свое время была заключена данная конвенция, установила легальный возраст для трудоустройства 15 лет.
__________________
- http://static.government.ru/media/files/rPqTKcZXAGKm9YF3xVcoANoHZSUnnpE6.pdf (приложение №2, стр. 31)
- https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Trud_2021.pdf (таблицы 1.5, 1.58 и 1.66)
- https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/16e2e6dcd017a68bc8b1a445142f9c86a69f3ffa/#
- https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/0ebdcb551bf2ed8c72f5a691d75f1aac5297f061/#
- https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/normativeinstrument/wcms_c138_ru.htm